К завершению пушкинского юбилейного года в мастерской Аникушина открылась выставка «Аникушин/Пушкин. Один на один». Экспозиция рассказывает о создании главного шедевра скульптора фигуре поэта, которая установлена на площади Искусств в Петербурге.
Памятник Пушкину, победивший на первом конкурсе 1937 года, выглядел совсем не так, как сейчас. Правда, комиссию смутили художественные приемы Ивана Шадра, характерные для XIX века, и в конце
Тогда в состязание вступает молодой скульптор Михаил Аникушин. Мастер проживает восемь лет вместе с поэтом, словно становясь его вторым «я» и, как актер, проигрывает роль своего персонажа. Скульптор изучает не только черты лица, но и документы, письма, стараясь найти в строчках нужные детали для работы.
Аникушин создает анатомические модели, рисунки и старается точно высчитать пропорции памятника и постамента. Происходит примерка памятника на площади Искусств.
После этого Михаил Аникушин уезжает в командировку с посещением Венеции, Флоренции и Рима. На выставке подлинники итальянского блокнота скульптора раскрывают наблюдения и размышления мастера. Искусство Возрождения полностью переворачивает его сознание.
Юлия Мачевская, начальник филиала государственного музея городской скульптуры «Мастерская Аникушина»: «Он возвращается в Ленинград и первым делом спрашивает, готов ли каркас памятника. Ему отвечают, что пока нет. И тогда он говорит, что будет делать совершенно новый».
Своего Пушкина Аникушин вылепливает в залах Этнографического музея. Спустя несколько лет получает мастерскую, созданную по его пожеланиям.
Она, конечно, предназначалась для изготовления памятника Ленину. Но Аникушин не прекращает свою пушкиниану, создав за всю жизнь 90 проектов.
На выставке и модель памятника поэту на Чёрной речке, и первый вариант изваяния, стоявший до начала