В субботу в Грузии был избран новый президент, им стал представитель правящей партии «Грузинская мечта» Михаил Кавелашвили. Вообще, очень интересно наблюдать, как грузинские власти ломают все стереотипы западных технологов. Не имея никаких контактов с Россией и осуждая российскую политику, они противостоят западному диктату и не позволяют со своим народом говорить ультиматумами. Грузины видят прямые аналогии украинского Майдана десятилетней давности, а его пугающие последствия наблюдают сегодня. И это заметно отрезвляет людей думающих и понимающих, как все устроено в западном мире.
Градус напряжения в Грузии на этой неделе повышался с каждым днем. В ожидании дня голосования протестующие снова кидали бутылки в полицию, бросались на ограждения и жгли костры. Задержаны более 400 человек с начала беспорядков.
Всю неделю был перекрыт проспект Руставели, всю неделю протестующие игнорировали призывы полицейских расходиться. С флагами Евросоюза и плакатами «Мы — дети Европы» в руках они декларировали, каким путем должна пойти страна и кому этот путь выбирать.
Сандро Самхарадзе, протестующий: «Мы здесь пытаемся защитить нашу демократию. У следующего президента нет никакой легитимности. Он не избран нами. Им управляет марионеточное правительство, и мы этого не признаем».
Со свистками и футбольными мячами они вышли к парламенту Грузии и в день голосования — вынести красную карточку бывшему футболисту и депутату от правящей «Грузинской мечты» Михаилу Кавелашвили. Утром субботы, несмотря на попытки сорвать голосование, его избрали на пост главы государства. Впервые по новой процедуре — не напрямую, а коллегией выборщиков. Поправки, внесенные в конституцию и принятые парламентом еще в 2018 году, теперь, спустя шесть лет, как выяснилось, устраивают не всех.
Тина Хидашели, председатель организации «Гражданская идея»: «Так называемый парламент называет это выборами, но по факту это всего лишь процедура назначения. Общество должно понимать, что эта процедура неконституционна. Потому что нелегитимный парламент не может назначать президента».
Потерпевшая поражение в октябре на парламентских выборах оппозиция теперь с утра до вечера повторяет это заклинание: выборы украдены, их итоги нелегитимны, хотя сами же и бойкотировали избрание нового президента, не выставив от оппозиционных партий ни одного кандидата.
Шалва Папуашвили, спикер парламента Грузии: «Грузинский народ сделал свой выбор и отдал свои голоса за правящую партию, она одержала победу со значительным перевесом. Потому они решают, кто будет новым лидером. Здесь проходит черта, которая отделяет нас от погромщиков: мы следуем букве закона, мы уважаем себя и нашу страну. В то время как у некоторых политиков цель лишь одна — создать кризис».
То, что кризис — рукотворный, готовился планомерно и расчетливо, видно на проспекте Руставели, где для демонстрантов развернули полевые кухни. Здесь жарят кукурузу, угощают хачапури и сладостями, провизию подвозят едва ли не ящиками. В толпе — работают координаторы, а организованные группы радикалов по команде атакуют полицейских.
О том, что все это уже
Пострадавших во время беспорядков тут тоже мгновенно возводят в ранг героев сопротивления. Их фотографии и имена — на плакатах и табличках, которыми в начале недели завесили каркас новогодней елки у здания парламента.
Энрике Рефойо, политолог: «Перед нами классическая цветная революция, организованная руками западных сил. В Тбилиси сейчас звучат те же лозунги, что и в свое время на Майдане, демонстранты сначала взывают к демократии, а затем берут в руки арматуру и кирпичи. Даже внешне эти протесты похожи как две капли воды».
На этот раз подбадривать участников беспорядков прилетели евродепутаты: представители Германии, Франции, Нидерландов, Польши и Литвы. Прошлись по проспекту Руставели, пообщались с молодежью, поощряя их методы протеста и попутно объясняя, зачем они сами сюда приехали.
Раса Юкнявичене, депутат Европарламента от Литвы: «Мы здесь как миссия по установлению фактов, чтобы увидеть ситуацию на месте. Конечно, наши встречи очень важны для принятия правильных выводов. Мы хотим, чтобы Европейский Союз действовал более решительно».
В недостатке решительности упрекнул европейские власти и скандальный депутат бундестага Михаэль Рот, через соцсети призывавший срочно лететь в Тбилиси едва ли не все руководство Евросоюза. Задачи же тех, кто всю неделю раздавал интервью оппозиционным каналам и наставления демонстрантам на улицах Тбилиси, однозначно оценили в грузинском МИД.
Мака Бочоришвили, министр иностранных дел Грузии: «Я вообще не знаю, насколько эта группа уполномочена представлять Европарламент. Эти люди прилетели с единственной целью — подлить масло в огонь. Ее члены известны критикой властей Грузии. Они пытаются оживить волну протеста, способствовать нестабильности в нашей стране».
Все попытки еще больше раскачать и без того напряженную ситуацию власти быстро пресекают. Парламент запретил участникам беспорядков закрывать лица масками, проносить на массовые мероприятия пиротехнику и лазерные указки. Меры вступят в силу к концу месяца, и это явно работа на опережение. По данным властей, кульминация протестов — еще впереди.
Ираклий Кобахидзе,
Заскочить в последний вагон спешит и уходящая президент Зурабишвили, уже почти ежедневно выступая с призывами в телеэфире «активнее защищать демократию на улицах» и в одном из них объявив, что не собирается покидать президентское кресло.
Саломе Зурабишвили, президент Грузии: «Я никуда не ухожу. Никого оставлять не собираюсь. Меня всегда спрашивают об этом. Я тут и останусь. Потому что этой стране нужен легитимный институт, законное правительство, которое отражает голос этой страны и этого общества».
Михаил Жгенти, председатель партии «Солидарность во имя мира»: «Эту француженку мы уже называем „Зеленским в юбке“, она сама себя объявила единственным легитимным должностным лицом в стране, наплевав на выбор народа и на нормы закона. Грузинский народ ее просто презирает. Женщина, которая толком не знает грузинский язык и половину своей жизни провела за границей, не может быть президентом Грузии».
Дочка политэмигрантов Саломе Зурабишвили росла, училась и делала первые шаги в большой политике во Франции, затем работала в американском посольстве, представляла Францию в ОБСЕ, ООН и НАТО. Только в 2004 году по предложению Саакашвили получила пост главы грузинского МИД.
Она прямо заявляла, что рассматривает свое избрание на президентских выборах «как победу для Запада». Грузию объявила частью Европы, а потому диалог с другими государствами обещала «выстраивать в зависимости от позиции европейских и американских партнеров».
Михаил Жгенти: «Нас последние 30 лет готовили на роль марионетки, тарана в чужих руках. Грузия была дублером Украины. И принципиальная позиция нынешней власти — не идти на поводу у европейских сил».
Вести самостоятельную политику и добиться вступления в ЕС тогда, когда это будет выгодно самой Грузии, обещает и избранный глава государства. Принципиальный и жесткий, как его описывают однопартийцы, Михаил Кавелашвили год назад был соавтором многих резонансных законопроектов, в том числе об иноагентах и регулировании НКО, после чего именного его называли главным оппонентом Зурабишвили. Станет ли теперь это противостояние двух президентов — уходящего и избранного — буквальным и выльется ли в полномасштабный политический кризис, будет ясно ровно через две недели, когда в день инаугурации нынешний глава государства должен будет передать свой офис новому президенту страны.
Все выпуски программы «Итоги недели».