Одной из любимых актрис нескольких поколений россиян Алисе Фрейндлих сегодня исполняется 90 лет. Роль Людмилы Прокофьевны из «Служебного романа» стала знаковой для народной артистки СССР, Фрейндлих обрела всесоюзную славу. В золотом фонде отечественного кино и ее королева Анна из «Д’Артаньяна и трех мушкетёров», и прима областного театра из «Успеха».
Алисе Бруновне 90 лет, она до сих пор на сцене, и после занавеса аплодисменты не смолкают несколько минут.
Алиса Фрейндлих, народная артистка СССР: «Вот уже последние пять лет я всегда говорю: стоп, стоп! Но это очень трудно остановиться. Безумно трудно, потому что эта влюбленность в профессию и притягательность этой жизни на сцене, этого общения с залом живого, сиюминутного, сейчасашнего».
Вся страна полюбила актрису сначала за «Соломенную шляпку», а затем — и за ее «Служебный роман». Вслед за ее героиней Людмилой Прокофьевной все советские женщины учились походке «свободной от бедра» и решительно меняли свой гардероб.
А ведь за любимыми цитатами — ее экспромты. Роли Алисы Фрейндлих всегда наполняются импровизацией. Родившись в театральной семье, она думала стать певицей оперы или балериной, но стала королевой драмы.
Алиса Фрейндлих: «Близость камеры заставляет очень чутко относиться к правде жизни. Для этого нужно иметь хороший слух. Меня природа не обидела. Сейчас, может быть, уже нет, потому что я после ковида и вовсе глухая. У меня всегда был абсолютный слух. Абсолютный слух музыкальный. Но надо воспитать в себе еще слух на правду проживания. А камера этого требует обязательно, непременно».
Одна из последних ее киноработ — фильм «Большой», где Алиса Фрейндлих исполнила роль знаменитого педагога балетной академии. Большая поклонница этого вида искусства, она долгие годы дружна с артистом балета и педагогом Николаем Цискаридзе, и эта дружба помогла ей в подготовке к роли.
Николай Цискаридзе, народный артист РФ: «Когда говоришь с ней дома, а мы обсуждаем разные темы, ты видишь какой это уровень нравственности недостижимый».
Сама актриса признаётся, что многие черты ее характера — из детства, которое выпало на годы войны и блокаду Ленинграда. Она просит больше в интервью спрашивать о театре.
Алиса Фрейндлих: «Это самое эфемерное искусство из всех — театр. Только сегодня, сейчас. Я не помню, чтобы я сыграла два раза спектакль абсолютно одинаково».
В спектакле «Оскар и розовая дама» актриса два часа одна на сцене держала зрителя, исполняя одновременно роли больного мальчика и его сиделки. А в постановке «Лето одного года» она и сегодня вместе с другим выдающимся артистом — Олегом Басилашвили — играет трогательную историю о разладе и примирение в семье. В Петербург специально со всей страны приезжают на Фрейндлих в Большой драматический.
По случаю своего юбилея Алиса Фрейндлих дала эксклюзивное интервью программе «Однажды…», в котором рассказала о своем долгом личном и творческом пути, а также поделилась жизненной мудростью. Смотрите сегодня в 14:00 на НТВ.