Петербургский фестиваль «Дягилев P.S.» завершил балетную часть программы, и в зале Александринского театра зазвучала «Литургия». На прославленной сцене представили спектакль, который когда-то придумал великий импресарио.
Эффекта двигающейся мозаики добивались хореограф Ольга Цветкова с художником Сергеем Илларионовым. Костюмы для балета «Литургия» были созданы сегодня, но поводом для вдохновения послужили в том числе и эскизы, созданные для постановки 1915 года Натальей Гончаровой. В театральном музее хранятся наброски яркого экспериментатора и представителя авангарда.
Как преобразовать архитектурные и живописные идеи в хореографию? Об этом задумался в начале XX века танцовщик Большого театра Леонид Мясин. Его мечта поставить балет в стиле византийских фресок Сергею Дягилеву пришлась по душе. Однако в «Русских сезонах» постановка так и не появилась. При этом сохранились записи хореографа, которые дали возможность создать новую «Литургию».
Ольга Цветкова, хореограф: «Есть кусочки документации Мясина хореографа, где можно найти микроцитаты у меня в спектакле. Допустим, крылышки, которые они складывают над головой. Это именно оттуда».
Но самое главное, что для балета так и не была написана музыка,
Спустя век за музыкальную идею балета взялся Сергей Ахунов. Здесь есть аллюзия и на музыкальные темы Стравинского как дань гениальному композитору. В сценической «Литургии» основой музыкальной составляющей стали тексты церковных песнопений.
Сергей Ахунов, композитор: «Я там принцип строчного пения, что в XVII веке. В нескольких номерах с хором я выстраиваю гармонию на его основе».
Ни один из балетов «Русских сезонов» не был показан Сергеем Дягилевым в России. «Литургия» — это постскриптум импресарио, который создавал легенды для мировых подмостков. И фестиваль в свой юбилейный