В России наблюдается острая нехватка педагогов. По разным подсчетам, дефицит кадров в учебных заведениях составляет от 50 тысяч до четверти миллиона человек. Особенно страдают от нехватки учителей школы в селах и малых городах. Снизить масштаб проблемы помогает программа «Земский учитель». Она предлагает молодым специалистам различные преимущества и материальную поддержку.
Молодые педагоги приходят в школу вместе и расходятся по разным кабинетам. У Александры Алексеевны урок математики, у Дмитрия Андреевича — тоже урок математики. Оба классные руководители в параллельных пятых классах. Общее дело сильнее сближает семейную пару.
Они учились в одном вузе и решили, что работать тоже будут вместе. Подали заявки на программу «Земский учитель» в поселковую школу, где как раз были свободные ставки. Александра говорит, что пошла по стопам
Дмитрий Степной, учитель математики и информатики школы №56 пгт. Промышленная: «Я смог наладить контакт со своими ребятами. Они стали мне доверять, а я доверяю им».
Александра Ефремова, учитель математики школы №56 пгт. Промышленная: «Приятный бонус в твоей работе, что твоя работа не просто так, ты учишь
Проект «Земский учитель» был запущен в 2020 году, чтобы привлечь педагогов в села и небольшие города. Государство дает учителям миллион рублей и два миллиона на Дальнем Востоке при условии, что они отработают не менее 5 лет.
Программа предполагает участие в конкурсном отборе. В прошлом году в среднем по стране на место претендовали 15 человек. Сейчас на сайте проекта больше 2000 вакансий во всех уголках России.
За годы действия проекта в Кузбассе на работу приняли около 100 учителей, 17 педагогов — в этом году.
Софья Балакирева, министр образования Кузбасса: «Больший дефицит — это преподаватели русского языка, физики, математики, иностранных языков».
Когда учитель уезжает из небольшого поселка, это становится проблемой для всех. Так, Рассветская школа, где работают 14 сотрудников, осталась без учителя русского языка и литературы.
Роман Паршков, директор Рассветской средней общеобразовательной школы: «Целый год мы справлялись своими силами. Разделили эту нагрузку между разными учителями, учителями начальных классов, учителем русского языка, который у нас был один на тот момент».
Екатерину Константиновну здесь называют подарком судьбы. Изначально девушка планировала работать в судебной системе, и уже проходила практику в прокуратуре, когда поняла, что хочет в другую профессию. Пошла учиться на педагога, там влюбилась в парня родом из поселка Рассвет. И после выпуска поехала к нему, купила жилье, выплаты «Земского учителя» стали приятным бонусом. Мотивирует ее другое.
Екатерина Картавая, учитель русского языка и литературы: «Когда ребенок упустил программу в начальной школе по
Наталью Матрос в этом году позвали в Ягуновскую школу учителем математики. Поначалу дети проверяли ее на прочность.
Наталья Матрос, учитель математики Ягуновской средней общеобразовательной школы: «В первые несколько дней меня путали с учениками, приходилось доказывать, что я учитель в этой школе».
Наталья была отличницей, привыкла все делать на пять. Так что пока не наработана своя методическая база, подготовка к уроку, презентации, проверка домашних работ — все это отнимает много времени. По словам директора школы, дефицита учителей в поселке нет, напротив, сюда стремятся на работу городские.
Татьяна Трезубова, директор Ягуновской средней школы: «В школе на селе наши педагоги получают больший оклад, чем городские учителя. У нас есть хорошая поддержка социальная».
Стартовый капитал на новом месте помогает улучшить быт. И