На саммите «Большой двадцатки», который открылся в Рио-де-Жанейро , собрались главы государств и министры со всех континентов. Какие темы стали главными на пленарном заседании и удалось ли Западу украинизировать повестку?
Россию на саммите G20 представляет Сергей Лавров. Перед началом пленарного заседания он успел пообщаться с президентом Турции. Возможно, Эрдоган сообщил главе российского МИД о том, что сообщения о якобы готовящемся плане по заморозке украинского конфликта не соответствуют действительности.
Официальная Анкара опровергла такой проект, суть которого появилась в зарубежных СМИ.
В частности, агентство Bloomberg написало, что президент Турции якобы хочет предложить отложить вопрос о вступлении Украины в НАТО минимум на 10 лет, а также нужно якобы создать демилитаризованную зону на Донбассе и разместить там иностранный военный контингент. Россию такой план не устроит просто по определению, заявили в Кремле.
А с президентом США Джо Байденом оказался связан единственный курьез. Приехав на саммит, он не прошел по красной дорожке, которая была под небольшим уклоном.
В целях безопасности в дни саммита в
Официальная программа G20 в здании музея современного искусства началась с запуска глобального альянса по борьбе с голодом и бедностью. Это флагманская инициатива президента Бразилии — председателя «Двадцатки». По его задумке, новый координационный механизм поможет обеспечить питанием нуждающихся во многих странах. Россия присоединилась к этому альянсу.
Глава российского МИД в своем выступлении на пленарном заседании сфокусировался на идее построения безопасного и многополярного мира с равными правами для всех, концепцию которого Россия последовательно продвигает на разных международных площадках, и нынешняя «Двадцатка» не стала исключением.
В этом году саммит G20 проходит под эгидой «построения справедливого мира и устойчивой планеты». Так заявлено в официальном названии, и это созвучно подходу российской стороны к построению международных отношений.
Состав «Большой двадцатки» отличается от группы БРИКС, в G20 представлен не только Глобальный Юг, но и страны Запада, однако перетянуть одеяло на свою сторону и «украинизировать» повестку США и Европе снова не удалось.
Ранее в Бразилии предупредили, что на саммите продолжат дискуссии, начатые в Казани: о реформе международных институтов и о новых финансовых механизмах для решения климатических проблем, для борьбы с голодом и нищетой, и, что немаловажно, для увеличения расчетов в национальных валютах.
Так и вышло.
Подчеркивая свою принадлежность к группе именно развивающихся, а не развитых экономик, Бразилия пролоббировала повестку, напрямую затрагивающую интересы Глобального Юга. В центре внимания — борьба с неравенством, причем во всех его проявлениях.
Президент Лула да Силва регулярно говорит о необходимости реформирования институтов глобального управления, таких как Международный валютный фонд или Всемирная торговая организация, где западные страны пользуются привилегированным положением, которое сами же себе и организовали. Главу Бразилии поддержали сегодня и другие лидеры.