В России набирает популярность новый тренд − так называемый монастыринг. Молодые люди, устав от суеты современной жизни, ненадолго отправляются в обители, помогают по хозяйству, посещают службы и рассказывают обо всем в своих сетевых аккаунтах. Двух недель обычно хватает, чтобы понять все тяготы и плюсы монастырского послушания. Впрочем, для некоторых такая короткая перезагрузка в итоге приводит к главному решению в жизни.
Анастасия сделала популярным термин «монастыринг» в соцсетях. Так молодежь на современный лад именует послушание в православных монастырях. Всего пять дней, проведенные Анастасией в Свияжской обители, круто поменяли ее мировоззрение. Прежде обязательные просмотры театральных премьер, новых сериалов на различных платформах, покупка модной одежды и вечеринки теперь позади.
Анастасия Ащеулова, блогер: «Зачем это все? Мне монастырь показал, что для жизни в любом месте, хоть в монастыре, хоть в миру, нужны простые вещи: чтобы у тебя была койка, было что поесть и во что одеться».
Осуществив свою мечту и попав в обитель, Анастасия поняла, что монастырская жизнь оказалась не сказкой, а очень тяжелым трудом. Взять хоть молитвы, которые начинаются с рассвета и на которые вроде как необязательно идти вместе с монашками. Но тогда зачем вообще идти на послушание?
Анастасия Ащеулова: «Ты понимаешь, что ты приехала туда не полеживать до 9:00, у нас даже не было мысли не пойти на службу».
Что дальше? Ответа у Анастасии пока нет, но есть планы: снова отправиться в монастырь на послушание на более длительный срок. Молодые люди не всегда могут сформулировать, почему они уходят за монастырские стены, но, как правило, позже они многое могут рассказать о своем опыте послушания, а некоторые принимают самое главное решение в жизни — о служении господу.
Послушник Алексей в ивановском мужском монастыре Успения Богородицы уже два года. До этого семь лет он трудился в Введенской женской обители. Ее основатель архимандрит Амвросий неоднократно предлагал Алексею стать священнослужителем или даже монахом, но безуспешно. Послушник признается, что тогда не ощущал готовности навсегда оставить мирскую жизнь, но после смерти своего духовника Алексей все же поступил в семинарию.
Алексей, послушник монастыря Успения Пресвятой Богородицы: «Он спрашивал, хочу ли я в монастырь, на протяжении семи лет. Я все время от него уклонялся. Но пришло время, когда плод созревает, в голове образуются определенные правильные мысли, понимаешь, что другого пути нет».
Ирина при монастыре уже 25 лет. Она после послушания выбрала не обитель, а мирскую жизнь, вышла замуж и родила детей, но спустя 21 год вернулась вместе с дочерями Софией и Александрой. В качестве послушания они выбрали любимую работу на кухне, хоть и тяжелую.
Ирина, послушница Введенского женского монастыря: «В праздники мы с четырех утра на кухне. Когда все за столом сидят, мы еще работаем, когда все встают, мы еще работаем, на следующий день работаем, никогда не останавливаемся».
Монахиня Феофила говорит, что в последнее время отбоя нет от желающих попасть именно к ним в монастырь на послушание. Атмосфера здесь особенная, сложившаяся еще при основателе обители архимандрите Амвросии, очень доброжелательная. Послушницы здесь быстро вливаются в коллектив, хотя все они очень разные.
Феофила, монахиня Введенского женского монастыря: «Вначале у нас
В монастыре ждут новых послушников и послушниц, особенно здесь нуждаются в тех, у кого есть навыки живописи. Каждое утро архимандрит Никифор, которому 75 лет, после завершения службы по лесам поднимается высоко наверх, чтобы завершить роспись купола собора, которая идет уже долгих 33 года. Не так важно, приедете вы сюда как послушник на неделю, на несколько месяцев или даже лет,