Великобритания словно на сотню лет вернулась в прошлое. В Соединенном Королевстве зафиксировали вспышки заболеваний, с которыми современная медицина, казалось бы, давно научилась справляться. Речь о чесотке, сифилисе и цинге. Причиной стал острейший кризис национальной системы здравоохранения. Миллионы пациентов годами томятся в очередях на прием к врачу.
Система бесплатного здравоохранения, несмотря на кризис, остается для британцев объектом национальной гордости хотя бы потому, что такой нет в Соединенных Штатах, на которые Лондон постоянно оглядывается. Островная медицина стала важным пунктом предвыборной агитации. Пришедшие к власти лейбористы поддержали ее первым же бюджетным рывком.
Рэйчел Ривз, канцлер казначейства Великобритании: «В этом и в следующих годах я увеличиваю бюджет на текущие нужды здравоохранения на 22,6 миллиарда фунтов стерлингов и бюджет капитального строительства на 3,1 миллиарда. Это самый большой с 2010 года рост повседневных расходов на здравоохранение».
Чтобы поднять такие деньги, канцлер совокупно повышает налоги на 40 миллиардов фунтов, несмотря на предвыборное обещание налоги не ворошить. Рейтинговое агентство Moody’s тут же заявило, что такой бюджет подрывает доверие бизнеса и охлаждает инвестиционные намерения. Также есть подозрения, что и деньгами на этой стадии разрушения медицинской инфраструктуры уже особо не поможешь. Даже после цифр с девятью нулями общая температура по больнице останется той же.
Сэм Коатс, журналист Sky News: «Год назад вы сами сказали, что выхода из кризиса в национальной службе здравоохранения нет. Для этого просто нужно тратить больше денег. Вы получили эти деньги сейчас. Но это деньги без реформ».
Уэс Стритинг, министр здравоохранения Великобритании: «Когда консерваторы, взяв власть в 2010 году, провели масштабную реорганизацию, за которую никто не голосовал и которая стоила миллиарды, они привели национальную службу здравоохранения на край пропасти».
То есть реформу здравоохранения лейбористы проводить не собираются. Реформа — дело сложное, а вот отнять деньги у бизнеса и пустить их в больницы, как будто бы на оздоровление капитала и страны, вроде бы проще.
Между тем Британская медицинская ассоциация подсчитала, что за последние 15 лет на медицину недоизрасходованы 446 миллиардов, так что деньги, выделенные Ривз, вероятнее всего, растворятся, как порошок в стакане. Семь с лишним миллионов британцев как стояли, так и стоят в очередях на медицинское обслуживание, операции, исследования. Ждут назначений больные раком.
Йен, онкобольной: «Я знал, что произойдет, если я не получить своевременного лечения. Рак любит время и будет прогрессировать. И я пытался связаться со многими людьми, чтобы получить помощь скорее, но ничего не произошло, меня никто не хотел слышать».
В некоторых случаях ожидание очереди к врачу занимает год, если повезет, то около пяти месяцев. До
Борис Джонсон,
Британская пресса описывала несколько случаев, когда больные, посмотрев Бориса по телевизору, чтобы не обременять государственную медицину, оставались дома и тихо умирали. Профессор Поуис, выступивший на коронавирусном дознании, которое тянется уже не первый год, утверждает, что лозунг «оставайтесь дома, спасите здравоохранение» разрабатывался пиарщиками Бориса Джонсона без консультации с медиками.
Стивен Поуис, медицинский директор Национальной службы здравоохранения по Англии: «Сообщение, выработанное кабмином, имело благие намерения. Но, к сожалению, некоторые люди поняли это так: не обращайтесь к службе здравоохранения. Но это не то, чего мы хотели. И я озвучил свои сомнения на
Он же сообщил, что в эпидемию пациенты, попавшие с коронавирусом в больницу, то есть уже обычно находящиеся в тяжелом состоянии, разделялись врачами на категории в зависимости от возраста, у людей старшего возраста шансы попасть на лечение в реанимацию были минимальны. Получается, что выживает сильнейший. Болезни, поразившие Британию сегодня, отсылают ко временам Дарвина и развития капитализма.
«Чесотка, сифилис и цинга: почему болезни викторианской эпохи возвращаются в Британию?» — интересуется газета The Times и отвечает: снижение уровня вакцинации, неправильное питание и сокращение бюджетных трат на здравоохранение привели к всплеску заболеваний, которые, казалось бы, давно ушли в прошлое.
Венерические болезни называли срамными. Для современного британского правительства лейбористов все перечисленные болезни со всеми перечисленными причинами их вспышек являются величайшим срамом, как и состояние системы британской системы здравоохранения, которая была создана правительством лейбористов почти 80 лет назад.
Меняются в Британии правящие партии, но каждый год накануне зимы газеты пишут одно и то же: малоимущие будут мерзнуть в плохо отапливаемых домах и болеть, а перегруженная система здравоохранения не будет справляться.
Министр здравоохранения Стритинг предупреждает, что национальная служба здравоохранения столкнется с «реальными проблемами этой зимой», а бюджетные средства не предотвратят смертей, которых можно было бы избежать. По оценкам The Independent, в разгар зимы 2022 года каждую неделю происходили 500 предотвратимых смертей
Если у Маршака «в январе, в январе много снегу на дворе», то в Британии символ зимы не сугробы, а завалы в очередях к врачам, которые разгрести гораздо труднее, чем снег.