Мир меняется, перемены эти неизбежны. Но не все с трансформацией согласны, не все в эту трансформацию вовремя и органично впишутся. Речь Путина на Валдайском форуме и его ответы на вопросы экспертов носили вполне философский характер. Президент России объяснил принципы, на которых построен современный мир, и объяснил причины, по которым он в таком виде существовать больше не может.
Клуб «Валдай» начинался как площадка, где миру рассказывали о России. Теперь уже его эксперты и высокие гости рассказывают миру о нем самом и том, о чем в некоторых частях света слышать не хотят или боятся.
Владимир Путин, президент России: «Против мощного течения не выплывает даже тренированный пловец, какие бы ухищрения и даже допинги он ни использовал. А течение мировой политики, мейнстрим направлен в другую сторону, в противоположную устремлениям Запада — от нисходящего гегемонистского мира к восходящему многообразию».
Тот же украинский кризис — формально региональный, по сути, стал острым следствием исчерпавшей себя модели мироустройства. Россия больше не может и не будет соглашаться с тем, что западные военные структуры все ближе к ее границам, поэтому и мир на саму Украину принесет только ее нейтральный статус, от которого она отказалась, поставив под угрозу безопасность России.
Владимир Путин: «Мы всегда признавали границы Украины в рамках наших договоренностей после распада Советского Союза. Но в Декларации о независимости Украины значится, что Украина является нейтральным государством. И на этой базе мы признавали и границы. Но позднее украинское руководство внесло изменения в Основной закон и объявило о своем желании вступить в Организацию Североатлантического договора, а мы так не договаривались».
Логика действий России, по убеждению Владимира Путина, не противоречит ни Уставу ОНН, ни решениям Международного суда. Включение в состав России новых регионов произошло по их воле, для защиты их интересов и страны в целом.
Москва при этом
Владимир Путин считает, что новое мироустройство складывается прямо на наших глазах. Понимают это все, именно поэтому за то, как мировой порядок будет формироваться, идет серьезная и непримиримая борьба. Речь здесь не столько о геополитическом влиянии или власти, сколько о принципах, на которых будут строиться отношения между странами. У самого президента есть собственное представление, которое он сформулировал в шести главных тезисах. Это:
— открытость к взаимодействию;
— многообразие как фактор стабильности;
— представительность и право голоса для всех, а не только для так называемых великих держав;
— безопасность — тоже для всех и вне блоков;
— справедливость и преодоление неравенства;
— суверенное равноправие, а не диктат тех, кто считает себя равнее других.
Эти шесть основных принципов, а в нынешнем выступлении президента, по сути, прозвучал и седьмой — незападный взгляд на мир и на решение его острых проблем — не хуже, не лучше, но должен быть учтен. Россия, к примеру, дружит с Китаем, Индией или другими странами Глобального Юга, но — не против
Владимир Путин: «Мы с ними отношения не портили, мы против них никаких ограничений и санкций не вводили. Мы не способствуем тому, чтобы на близких к ним территориях разжигался какой бы то ни было вооруженный конфликт. Мы к этому никогда не стремились, и на практике никогда, хочу это подчеркнуть, себе этого не позволяли. Непонятно, почему это позволяют себе Соединенные Штаты. Надеюсь, что и у них придет в конце концов осознание того, что этого лучше не делать, если мы не хотим
Именно поэтому тот же БРИКС, саммит которого прошел недавно в Казани, не ставит целью
Владимир Путин: «Чего бы ни происходило, доллар как священная корова, ее нельзя было трогать. Нет, взяли своими руками ей там рога поотшибали, вымя не моют, а наоборот, эксплуатируют почем зря. Что это такое? Но сами виноваты. Расчеты в долларах сокращаются в мире, не сильно пока. И это тенденцией уже становится. Своими руками все делают».
Своими руками убивают собственные экономики и страны Европы. Отрезав себя от российских энергоносителей, следуя курсу США, вступая в конфронтацию с Китаем, ЕС, по мнению Владимира Путина, сам загоняет себя в рецессию.
Владимир Путин: «Я
Ключевой вопрос в отношениях с Европой, как и с США, по словам Владимира Путина, это отсутствие доверия. Восстанавливать его будет тяжело, хотя Россия от этого не отказывается. Впрочем, здесь явно еще не все выводы сделаны.
Избранного Дональда Трампа Владимир Путин поздравил. О том, каким президентом Трамп окажется на этом своем сроке, говорить рано, но некоторые его качества Путин уже оценил.
Владимир Путин: «Его поведение в момент покушения на его жизнь, не знаю, но на меня произвело впечатление. Он мужественный человек оказался. Он себя проявил, на мой взгляд, очень правильным образом: мужественно, как мужчина».
Фёдор Лукьянов, директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай»: «А если он буквально в ближайшее время, до инаугурации, позвонит Вам и скажет: „Владимир, давай встречаться“».
Владимир Путин: «Знаете, я не считаю зазорным и со своей стороны ему позвонить».
Фёдор Лукьянов: «То есть с Трампом готовы повести?»
Владимир Путин: «Готовы, готовы».
Именно это заявление стало главной темой западных СМИ, но с далеко не с одинаковой тональностью. Британская The Guardian, например, отметила, что новость вызвала беспокойство в Киеве, а Москва якобы ценит Трампа за хаос, который он привносит в западный мир. Berliner Zeitung считает, что, говоря о Трампе, Владимир Путин аккуратно подбирал слова. Американская ABC называет позицию Путина осторожной. А The Times указывает на то, что при этом никаких признаков смягчения позиции Москвы не предвидится.
Впрочем, последнее — лежало на поверхности. Президент и сам заявил, что Россия в подчиненном положении жить не собирается. И главное, это желание не только политического руководства страны, но и обычных людей.
Владимир Путин: «Именно с этим связана такая необычная, я бы даже сказал, консолидация российского общества. В ходе нашей предвыборной президентской кампании включил телевизор. Иностранный корреспондент подошел на улице к мужчине в Белгородской области и спрашивает: „Вы куда?“ Он говорит: „На избирательный участок“. Ему говорят: „Но это же опасно. Почему Вы не боитесь?“ Ответ был очень короткий. Он повернулся к нему, посмотрел сурово и говорит: „Я русский“. И пошел».
Речь о мужчине из Белгорода, города, который как раз в те дни был под интенсивными обстрелами и атаками дронов со стороны Украины, явно пытавшейся сорвать голосование в этой приграничной области.
И хотя Владимир Путин упомянул именно его, отвечавших так же в то время в Белгородской области было множество. И, как уверен президент, так говорила бы и вся Россия.
Владимир Путин: «Так мог бы ответить представитель любого этноса Российской Федерации сегодня. Потому что сегодняшние события привели к высшей консолидации российского общества и к пониманию, что такое суверенитет для нашей страны. Это одна из ключевых, жизненно необходимых основ развития России и ее существования в будущем».
Все выпуски программы «Итоги недели».