Полностью беспилотные машины, может, пока и не вошли в наш обиход (смешные неловкие роботы-доставщики не в счет), но в серийных машинах уже появилось многое из того, что приближает их к автономным. Разнообразные системы помощи водителю порой продают за дополнительные деньги, но стоят ли они того?
Представьте: вы открываете автомобиль без ключей, со смартфона, машина сама настраивает под вас сиденье, включает вашу любимую музыку, во время движения не нужно поглядывать в навигатор, вся информация, как в компьютерной игре, проецируется на лобовое стекло. Это не фантастика или запредельный люкс, а перспективный электрокар от российских разработчиков.
Иван Соломин, директор по бренду, маркетингу и связям с общественностью проекта электромобилей: «Вся телематика, которая внедрена в наш электромобиль, автоматически может быть донастроена, даже обучение вождению реализуемо в нашем электромобиле с использованием проекции на лобовое стекло. Для этой кастомизации, для установки, например, дополнительных приложений разработали кибершлюз безопасности».
Впечатляет, но пока неясно, как это все покажет себя в реальной жизни. До старта продаж еще два года. Впрочем, «умных» машин на дорогах уже немало. Одну из таких пару лет назад купил предприниматель Георгий Маврофиди. Он сдал старую в
Георгий Маврофиди, водитель: «Я хотел перестроиться налево, на
Пять встроенных камер и
Георгий Маврофиди: «Если я не держу руки на руле более 15 секунд, мне машина напоминает, чтобы я взял управление на себя, так как это не полноценный автопилот, а помощник».
О такой помощи каждый день мечтают многие молодые водители, которых в пути поддерживают более опытные друзья, ведь новичок
Даже у не совсем нового автомобиля есть шанс «поумнеть», в этом помогут два современных гаджета. Проектор скорости на лобовое стекло за 1900 рублей, чтобы не нужно было переводить взгляд и отвлекаться от дороги на показатели, и видеорегистратор с функциями интеллектуального помощника за 10 тысяч рублей, который, в отличие от встроенных систем, никак не связан с системой управления. Машина не затормозит, зато, как обещает реклама, благодаря широкоугольной камере распознает любое препятствие или выезд из полосы и вовремя предупредит звуковым сигналом.
Разобраться с настройкой и установкой удалось быстро, первые впечатления хорошие. Регистратор можно сделать еще «умнее». Кабель подпитки от автоаккумулятора даст возможность наблюдать за машиной и на парковке. Гаджет включится автоматически в случае подозрительного удара и передаст запись в приложение на смартфоне. Такая ситуация произошла с автомобильным блогером Александром Сухаревым.
Александр Сухарев,
Современная наука горячо одобряет внедрение «умной» электроники в автомобили. Ученые подсчитали, что технические помощники способны предотвратить десятки миллионов аварий в год. Новации, конечно, внедряют и на грузовом, и на общественном транспорте.
Российская система работает так: с помощью нескольких камер она не только следит за дорогой, но и заботится о водителе, может отругать за непристегнутый ремень или курение за рулем, а когда увидит, что человек за рулем часто зевает или закрывает глаза, заботливо посоветует отдохнуть.
Станислав Емельянов, эксперт по мониторингу транспорта: «Система может быть подключена к „мозгам“ автомобиля и иметь доступ к различным датчикам, показателям и топлива, и оборотам двигателя, и нагрузки, чтобы впоследствии анализировать работу автомобиля».
Такое оборудование стоит от 100 тысяч до миллиона рублей и предназначено для профессионалов. Впрочем, разработчики из любопытства решили присоединиться к экспериментальному соревнованию между помощниками для обычных водителей. Автолюбитель Александр Твердовский с системой за 160 тысяч проехался вместе с владельцем китайской машины Георгием на тренировочной площадке Мосгортранса, чтобы сравнить работу интеллектуальных ассистентов в опасных ситуациях и понять, стоит ли инвестировать в прокачанный автомобиль, или с задачей справится и простой гаджет с маркетплейса. За экспериментом наблюдал
Увереннее всех чувствовал себя Георгий, ведь «мозги» его железному коню выдали еще на заводе. Первое испытание — базовое для «умных» помощников. Водитель отвлекся, а впереди машина уже остановилась. Именно так на малых скоростях в городах происходит большинство аварий. Георгий разогнался до 30 километров в час, уже в трех метрах от препятствия кроссовер сам нажал тормоз. Нога водителя даже не дрогнула, потому что он доверяет своей машине. Слишком просто, решил Георгий, и предложил повторить эксперимент на скорости посущественнее. Тут система дала сбой, пришлось уходить от столкновения.
В автомобиле Александра есть пассивная система безопасности, которая тормозить за водителя не будет, но должна вовремя предупредить. На скорости 30 километров в час она проигнорировала препятствие, зато при разгоне до 50 проснулась.
В третьей машине продвинутый видеорегистратор подал голос лишь один раз из трех. А если на дорогу внезапно вышел пешеход, уткнувшийся в телефон? Современный китайский автомобиль Георгия на скорости 30 километров в час сам остановился, не доезжая до манекена. Лихачить водитель уже не рвется и уступает полосу машине Александра. Российская система тоже спасает нашего безмолвного испытателя. В третьей машине снова ДТП.
Кукла не перенесла столкновения, но стоит пойти дальше, ведь реальные пешеходы не стоят на месте. Заметят ли умные системы человека в защитной мотоциклетной форме, готового при необходимости отскочить в сторону? И устройство Александра, и машина Георгия сработали вовремя и безопасно, хоть и заставили слегка понервничать.
После горького опыта с манекеном водитель третьего авто уже не надеется на интеллект своего регистратора и останавливается, не дожидаясь подсказки от устройства, которое так и не проронило ни слова.
Во время двухнедельных тестов в обычных дорожных условиях выявились те же проблемы: ложные срабатывания и замедленные реакции. Ожиданий не оправдал и проекционный дисплей. У него очень странное отслеживание скорости, аппаратура думает, что машина едет в районе 300 километров в час и начинает бешено орать, предупреждая о несуществующей скорости. Так нередко происходит
В интернете также описывают случаи, когда встроенная система ошибалась и создавала аварийную ситуацию — например, принимала мусор на скоростной трассе за препятствие и пыталась экстренно остановиться. Некоторые помощники сбоят
Максим Приданов, водитель: «Колея идет ровно по центру полосы, автомобиль пытается держаться по центру полосы. Соответственно, постоянно проваливается в эту колею, он сам же из нее пытается там выбраться, ехать некомфортно. Если, например, еще идет дождь, то это как минимум небезопасно».
Система может выдавать ошибку и при неправильной калибровке датчиков. Такое бывает, например, если налипла грязь или появились трещины на лобовом стекле. Самому перенастроить все сложно, надо ехать в сервис.
Артём Рощин, старший
Во внедрении технологий в авто случаются и забавные откаты назад. Один из американских автопроизводителей сделал старомодные элементы управления на сенсорном экране. И это знаменует важную тенденцию. Исследования показали, что управление все большим количеством функций через модный тачскрин сильно отвлекает водителей, ради их удобства и безопасности автодизайнеры стали постепенно возвращать на панель физические кнопки, которые легче нащупать.
Тесты показали, что бюджетные интеллектуальные устройства, увы, ошибаются чаще, чем попадают в цель. Лучше всех справляется родная, уже встроенная в автомобиль «умная» система. Однако ни один ассистент пока не дает водителю возможности расслабиться полностью.
Все выпуски программы «Чудо техники».