В выставочном зале «Манеж» открылась выставка к 100-летию Кукрыниксов. Уникальный союз советских художников прославился своими шаржами, острыми карикатурами и обложками журнала «Крокодил», по которым можно изучать историю. На экспозиции представлены более 300 работ из музеев и частных коллекций со всей страны.
Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов — три художника, три близких друга и сотни уникальных работ. Кукрыниксы — это не только коллективный псевдоним, но и символ целого жанра политической карикатуры в изобразительном искусстве. На выставке в Москве представили более 300 разноплановых работ, некоторые из которых широкая публика увидит впервые. Речь не только о карикатурах: показаны обложки журнала «Крокодил», книжные иллюстрации, индивидуальные работы всех троих художников. Всё это — грани таланта каждого из участников легендарного творческого альянса.
Николай Соколов был прекрасным живописцем, которого вдохновляли импрессионисты. Его сын Владимир хорошо помнит, как работало трио. Это действительно были соавторы — всегда творили на равных правах.
Владимир Соколов: «У них конфликтов никогда не было. Скажем, тема карикатуры — каждый уходил в свой угол в мастерской, делал карикатуру, потом они их соединяли и смотрели.
По мнению Владимира Соколова, секрет успеха коллектива — тесная дружба художников еще с юных лет. Плоды интенсивной работы союза представлены в «Манеже» на площади более 2 тысяч квадратных метров. Это далеко не все творения коллектива за несколько десятков лет, но и эта коллекция наглядно показывает, что Кукрыниксы — это
Любовь Подлеснова, куратор выставки: «Мы постарались охватить все грани творчества этого союза, потому что для многих Кукрыниксы — это острая политическая сатира, но на самом деле их творчество выходит далеко за пределы этого жанра».
Центральная часть выставки — работы, посвященные Великой Отечественной войне. Это и есть те самые карикатуры, которые, выражаясь современным языком, вывели бренд «Кукрыниксы» на новый уровень, подарив ему мировую славу.
Любовь Подлеснова: «Для нас огромная удача, что мы смогли получить серию „Окна ТАСС“ на выставку. Особенность этих плакатов в том, что они производились вручную трафаретным способом.
Ольга Галактионова, генеральный директор РОСИЗО: «Трудно сказать, карикатура это или плакат. Невозможно сказать. Это фиксация истории и доказательство того, что история циклична и идет по своему сценарию».
Еще один пример цикличности истории — в зале, посвященном послевоенным событиям. Многие мотивы произведений покажутся до боли знакомыми даже современному зрителю. Европейские форпосты НАТО, становление западного блока и крах колониальной системы — темы работ еще середины прошлого века, а выглядят карикатуры так, как будто написаны вчера. За десятки лет творчество Кукрыниксов так и не утратило своей актуальности.
Ольга Галактионова: «Главное — это контекст времени, который угадывали Кукрыниксы. Практически все творчество в жанре политической карикатуры удивительно актуально сегодня».
На выставке каждый найдет