Сегодня Конституционный суд (КС) России принял важное решение, которое поможет скорее победить коррупцию в стране. Высший судебный орган закрыл лазейку в законодательстве, благодаря которой нечистые на руку чиновники могли легализовать незаконно нажитое имущество. Больше того, преступники зачастую продолжали обогащаться, даже находясь в бегах.
Примеры коррупции, о которых говорили в КС, явно впечатлят жителей страны. Представитель Генеральной прокуратуры вспомнил дело бывшего главы Клинского района Московской области. Чиновник исполнял обязанности более 14 лет и злоупотребил полномочиями, раз в личной собственности оказалось почти все городское имущество района.
Сергей Бочкарёв, начальник главного
В данном случае незаконно нажитое вернули в пользу государства. Но по российским законам, в судах к подобным коррупционным делам применяют сроки давности из Гражданского кодекса. Три года или десять лет. И, если за это время коррупционера не поймали за руку, его имущество по решению суда может стать легальным. Уже есть пример, когда сроки давности учитывались, и целый завод оставили заподозренному в коррупции. Глядя на такую практику, юристы и решили обратится в Конституционный суд и проверить пять статей Гражданского кодекса на соответствие Конституции.
Изначально поводом для рассмотрения дела стала история из Краснодарского края. Там, как посчитало надзорное ведомство, группа чиновников незаконно завладела местным агроконцерном «Покровский». Завели уголовное дело, фигуранты пустились в бега, но по сути продолжали зарабатывать с помощью предприятия. Прокуратура в судах доказывала, что главный фигурант бизнесмен Андрей Коровайко основал бизнес на средства, полученные коррупционным путем во время работы в аппарате полпреда президента в Южном федеральном округе еще в начале
Получается, после решения суда в случае, если прокуроры выходят с подобными исками об изъятии имущества, сроков давности больше нет. Законодатели могут установить эти сроки, но очевидно, что они будут существенные.
В последнее время Генпрокуратура вообще активнее занимается конфискацией компаний у собственников, заподозренных в коррупции. За последние годы в доход государства перешел крупнейший производитель макарон «Макфа», по аналогичным основаниям национализации подвергся автодилер «Рольф». Несмотря на сроки давности, в пользу государства были взысканы акции Дальневосточного морского пароходства и активы агрохолдинга «Ариант».
Есть и еще один важный момент. Сегодняшняя решение Конституционного суда не применимо для приватизации, которая прошла в России в