Саммит БРИКС в Казани стал важнейшим политическим событием в мире. Это начало глобальной пересборки мирового порядка, который сам себя завел в тупик делением на первые и последние страны. В мире есть запрос на справедливость, и саммит БРИКС символизирует, что именно Россия становится одним из центров доверия для стран, которые составляют почти половину населения земного шара.
На саммит в Казань приехали главы и высокие представители почти 40 стран. Это и основные
Принцип, положенный в основу БРИКС, — равенство и взаимное уважение — делает его привлекательным для стран, которые в западноцентричной модели мира определены как развивающиеся. При этом совокупно только нынешние участники объединения уже с хорошим отрывом опередили так называемые развитые государства. 37,5% мирового ВВП у БРИКС против 30% «Большой семерки».
Президент Бразилии приехать в Казань не смог, после травмы не рекомендовали врачи, но с большого экрана заявил: впору говорить о том, что те, кого считали слабыми, придут на помощь тем, кто считал себя сильными.
Казанский саммит может претендовать на то, чтобы оказаться вехой. БРИКС формирует и оформляет новый ведущий международный тренд, когда сотрудничают, не поступаясь собственными интересами, не жертвуя традициями и укладом.
В БРИКС нет руководящих органов, жесткой структуры и тем более иерархии. Но уже появляются площадки, которые становятся твердым основанием для совместных шагов и решений. Речь идет, например, о предложенной Путиным идее создания зерновой биржи БРИКС и об уже существующем инвестиционном банке.
«Новый банк развития» показал хороший темп, начав с выдачи кредитов в 1 млрд, а теперь оперирует суммами
Все это пока выглядит скромной альтернативой Всемирному банку и МВФ, которые ворочают триллионами, однако время может оказаться на его стороне. Мировой геополитический порядок меняется. А поспешные оценки чреваты опасностью выглядеть, мягко говоря, недальновидно. Совсем недавно западный мир торопился объявить о международной изоляции РФ. Конечно, никто из тех, кто тогда объявил Россию изгоем, и сейчас не признает ошибки. Но за них это делает пресса западного мира.
Российский президент провел полтора десятка двусторонних встреч. Показательной была встреча лидеров Азербайджана и Армении. В Казани они, судя по всему, не только дали старт новому этапу переговоров по мирному договору, но и приветствовали друг друга с улыбками, а после оживленно общались за столом расширенного заседания БРИКС+.
Знаковым выглядел диалог лидера Палестинской автономии и президента
Сенсационными стали и переговоры Нарендры Моди и Си Цзиньпина после пятилетнего перерыва и охлаждения между странами, вызванного острым пограничным конфликтом в Гималаях.
Если не решать, то как минимум искать выходы из кризисных ситуаций — одна из важнейших задач БРИКС.
Официальным итогом большой встречи стала Казанская декларация.
На самом большом заседании БРИКС+ за одним столом собрались главы делегаций и высокие представители глобальных организаций. Среди них и генеральный секретарь ООН. Его появление в Казани (к тому же по совпадению именно в день ООН) вызвало возмущение в Киеве, где и так были расстроены тем, что генсек отклонил приглашение на украинский «саммит мира» в Швейцарии.
У СМИ на Западе вызвало вопросы участие Турции — члена НАТО и вечного кандидата в ЕС. Эрдоган хоть и вынужден был уехать раньше времени
Но по тону и смыслу международных комментариев было понятно, что и те, кто восприняли встречу как хорошую новость, и те, кто был раздражен саммитом, признают, что это стало эпохальным событием.
Даже то, что БРИКС не стал спешить с очередным расширением, выглядело для мира как знак, что
Статья
Изоляция провалилась: саммит БРИКС глазами западной прессы
Все выпуски программы «Итоги недели»