Британского короля Карла III избрали верховным вождем племени острова Самоа. И это, пожалуй, самый большой успех монаршей поездки по бывшим английским колониям в Тихом океане. В остальном визит стал, скорее, унизительным. Ключевые союзники предпочли поехать на саммит БРИКС, а королевская чета ликования у своих заморских подданных больше не вызывает.
Карл III и Камилла прибыли в Австралию с визитом. Он начался на фоне протестов. Так, сенатор, представляющая коренные народы, потребовала Карла вернуть все, что забрала британская империя.
Лидия Торп, сенатор от коренного населения Австралии (Самоа): «Верните нам нашу землю. Верните нам то, что вы у нас украли! Наши кости, наши черепа, наших детей, наших людей. Вы уничтожили нашу землю!»
Британцы поработили Австралию в конце XVIII века и до XX века вели кампанию по истреблению и насильственной ассимиляции стеснявшего их коренного населения. Массовые убийства, насильственное переселение в пустыню, травля дикими зверями, отъем детей с целью истребить их родной язык и культуру, отъем женщин — все это вполне вписывается в понятие геноцид.
В Самоа, куда Карл переместился после Австралии, королю преподнесли гирлянду из сухофруктов с дерева панданус и свиную тушу. Киру Стармеру же там же, на саммите стран британского Содружества в Самоа, свинью не подарили, а подложили. Стармер поехал на саммит в Полинезию из исключительно меркантильных соображений — чтобы извлечь выгоду из сотрудничества с такими мощными экономиками британского Содружества, как Канада, Индия и ЮАР. Но мало того, что лидеров этих стран не было, за исключением Трюдо, они были на саммите БРИКС в Казани (надо было британцам более вдумчиво подстраиваться под расписание конкурирующей организации), еще и получилось так, что те, которые приехали, скорее, готовы денег не дать, а взять.
Стармеру, который надеялся заключить
А от Карла, помимо репараций, в Австралии ждали также признания отцовства — гражданин Саймонт