200 лучших полотен художника Михаила Нестерова, который прославился как автор религиозных полотен и советских портретов, можно увидеть, посетив экспозицию, развернутую в Корпусе Бенуа в Петербурге.
В Русском музее отмечают
Никогда в одном месте не собирали столько картин Нестерова на религиозную тему. Для того чтобы 200 лучших полотен были выставлены в залах музея, кураторам пришлось обратиться в Третьяковскую галерею, Уфимский музей и обойти частные коллекции.
Одним из первых экспозицию осмотрел корреспондент НТВ Павел Рыжков.
Эта экспозиция проста по концепции (выстроена хронологически), но оказалась сложна по воплощению. Работы художника такие разные по формату, жанрам и сюжетам. В студенческие годы Михаил Нестеров тяготел к написанию анекдотических сценок в духе передвижничества.
Павел Климов, куратор выставки: «Картина называется „Домашний арест“. Провинившийся отец семейства был лишен обуви и теперь занимается вязанием. Замечательная работа „Знаток“ — своего рода карикатура на посетителей художественных выставок».
Руку художник набил не только в жанровых работах, но и при иллюстрации книг и журналов. Нестеров по молодости настолько нуждался в деньгах, что сделал более тысячи рисунков.
Павел Климов, куратор выставки: «От которых сохранились лишь единицы в музеях и частных коллекциях. Вот прекрасный рисунок к „Братьям Карамазовым“, где мы видим фигуру Фёдора Михайловича Достоевского, коленопреклоненного и призрачного».
Уже «Пустынник» Нестерова заставил говорить о себе критику и обратил внимание покупателя — Третьякова. На вырученные 500 рублей он отправился в Италию. И полюбил настолько эти морские пейзажи, что нечто южное, казалось, проглядывает в его работах с российскими просторами. За пейзаж да и за тему — изображение юного Сергия Радонежского — досталось Нестерову от коллег в картине «Видение отроку Варфоломею».
Критик Владимир Стасов заявил: «Нестеров, еще соступит со своего никуда не годного пути, обратится к действительности жизни». Но художник уже выбрал в искусстве свою дорогу, открывая зрителю мир святых отшельников и старообрядческих скитов.
Особая тема женской судьбы — в изображении Христовых невест. Нестеров за картины, где религиозный сюжет связан с пейзажем, нередко получал нарекания от церкви за проявление в живописи философии пантеизма.
Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе: «Когда художник обращается и несет в мир на холсте не только свою религию — православие, но когда он вносит в свои произведения как бы многорелигиозность и природу в широком понимании».
В такие полотна он неожиданно вписывает бытовую деталь — туесок. Подобный нашли и поставили рядом с женскими костюмами. В похожие одеты героини художника.
На большой юбилейной выставке не обошлось без сенсаций. Эскизы, созданные для росписи церкви в Абастумани, это южная Грузия, современная публика никогда не видела. Графика показывалась только один раз в начале ХХ века на выставке «Мира искусства».
Потом работы хранились в личной коллекции Николая II. Здесь же развесили фотографии, в
На выставке работа из
За изображение академика Павлова он получил Сталинскую премию и звание заслуженного художника. Просто во время, когда все кинулись писать супрематические фигуры, в стране не хватало не только портретистов, но и просто приличных рисовальщиков.