Кадры чудесного спасения Михаила Пичугина, более двух месяцев дрейфовавшего в резиновой лодке в Охотском море, разлетелись по всему интернету. Как ему удалось продержаться и при этом не сойти с ума и почему теперь чудом выжившего путешественника, вероятно, ждет суд и даже срок?
Шантарские острова — фантастический архипелаг в Охотском море, куда туристы едут наблюдать за китами и косатками. Именно здесь решили провести отпуск братья Михаил и Сергей Пичугины и сын Сергея Илья. 4 августа они добрались на лодки от Сахалина до мыса Перовский, оттуда — на Шантары. На обратном пути 9 августа у них отказал мотор, лодку подхватило течение и унесло к берегам Камчатки, где ее и обнаружили через 67 дней.
Сначала они пытались бороться с течением, но одно весло сломалось, вдобавок потеряли якоря. Остался один, да и тот плавучий. Но он больше напоминает парашют и не может приковать ко дну лодку. В лучшем случае только ее подтормаживает.
Главврач больницы, куда положили спасенного Михаила Пичугина, сообщил, что ожидал увидеть более истощенного человека, ведь у него больше двух месяцев из еды были только лапша быстрого приготовления и сушеный горох, которые он размачивал в холодной соленой воде. Пресной воды на лодке было всего 20 литров, спасала дождевая вода. За время дрейфа Михаил потерял половину веса: до поездки он весил 100 килограммов, теперь 50.
Александр Барвинский,
Специалист по голоду Александр Барвинский уверен, что Михаила спас именно лишний вес — необходимую для выживания энергию дали собственные жировые запасы.
Александр Барвинский: «Это эволюционно слаженный механизм для наших предков. Голод был просто неотъемлемой частью жизни, и у нас эти механизмы очень хорошо развиты, их очень много. И это удивительные механизмы, которые при правильных дозировках вообще дают лечебный эффект».
Но дело не только в голоде.
Александр Барвинский: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю, вас убил не голод, вас убила не жажда воды, вас убило не море. Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха».
Пичугины были в одинаковых условиях. Но могли ли страх или деморализация стать решающими факторами,
Александр Барвинский,
Но что может сломать человека сильнее, чем гибель ребенка? Смерть Ильи буквально свела Сергея с ума. Он тоже отказался есть, а в
Михаил Кулик, юрист по морскому праву, майор юстиции в запасе: «Это согревающее покрывало. Копеечная совершенно история, но на удивление рабочая. Срабатывает моментально».
Трагедию мог бы предотвратить и спутниковый трекер, будь он в лодке.
Андрей Даценко, владелец международной яхтенной академии:
Известно ли было до поездки о проблемах с двигателем, это отдельный вопрос. На одном из видео Михаил купается рядом со своей лодкой, а ее мотор с открытым колпаком. Колпак обычно снимают, когда хотят остудить мотор, если он перегревается. И имел ли он право на своей лодке вообще отходить так далеко от берега?
Михаил Кулик: «Я точно знаю, что лодка, которая на Дальнем Востоке в Охотском море дрейфовала, она не выше четвертого разряда классифицирована. Соответственно максимальное удаление допустимое для него — это 2,7 мили морских. От берега это 5 километров. Вот и все, дальше он не мог, ни при хорошей погоде, ни при идеальном снабжении судна спасательными средствами».
Расследование уже ведется, и единственному спасенному может грозить до 7 лет тюрьмы за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшему по неосторожности смерть двух лиц. Но у Михаила Пичугина и в мыслях не было даже выбросить за борт тела брата и племянника, чтобы освободить побольше себе места в его тесной лодке. Он твердо решил, что доставит их на берег, чтобы их предали земле.
Все выпуски программы «Центральное телевидение»