Сергей Лавров на встрече с коллегами из Турции, Ирана, Азербайджана и Армении обсудил сегодня в Стамбуле ситуацию в Закавказье. Изначально предполагалось, что в этих региональных консультациях будет участвовать и Грузия, однако Тбилиси пока не поддерживает инициативу. На переговорах речь шла о сотрудничестве стран региона, нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, между Армений и Турцией, о кризисе на Ближнем Востоке.
На берегах Босфора чуть ли не 20 лет вынашивали идею собрать три государства Южного Кавказа за одним столом с тремя их крупными соседями. Озабоченность Турции наращиванием собственного геополитического влияния в регионе нашла выход 4 года назад, когда Москва смогла примирить Баку и Ереван после вооруженного конфликта. Реджеп Эрдоган тогда официально предложил создать новый консультативный механизм 3+3, или «платформу шести», где Азербайджан, Армения и Грузия могут обсуждать возможности развития с Россией, Турцией и Ираном. То есть это клуб государств, естественным образом заинтересованных в стабильности региона, а не в силу
Шестисторонний формат предполагает решение любых проблем
Со всеми участниками у Москвы конструктивные и плодотворные отношения. В разной, разумеется, степени, но общий тренд очевиден — эффективное взаимодействие. В 2023 году товарооборот с каждой из этих стран вырос и сохраняет заданный темп. Больше всего, конечно, с Турцией, он составил около 57 миллиардов долларов. Впечатляющие данные показывает торговля с Арменией, Азербайджаном и Грузией.
Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «Мы обсудили направления дальнейшего сотрудничества в ключевых областях. Среди таковых мы определили сферы политики, безопасности, борьбы с угрозами терроризма. Вторая тема — это экономика с точки зрения налаживания сотрудничества в области энергетики и решение
Тбилиси, кстати, «платформу шести» декларативно игнорирует. С самого начала и даже сейчас, когда на горизонте
Сергей Лавров: «Самая главная угроза заключается в том, что внерегиональные игроки пытаются диктовать здесь свои условия, внедрять сюда свои схемы, нацеленные не на урегулирование проблем региона в интересах всех расположенных здесь стран, а на то, чтобы продвигать сюда натоцентричные форматы, развивать здесь блоковые процессы, вбивать клинья, как у нас принято говорить, между соседними странами и использовать свои возможности как рычаг давления».
За закрытыми дверями обсуждали и перспективы заключения мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Стороны согласовали большинство позиций. Этот документ откроет исключительные возможности для разблокировки путей сообщения и налаживания транзитных перевозок на Южном Кавказе, что выгодно и России.
Сергей Лавров: «Мы напомнили о тех заготовках и заделах, которые были созданы в рамках трехсторонней работы России, Армении и Азербайджана как на уровне президентов, так и министров иностранных дел и заместителей председателей правительства и по разблокированию коммуникаций, и по подготовке делимитации границы и по целому ряду других тем».
Сразу после общения с прессой Сергей Лавров отправился на двусторонние переговоры, содержание которых тоже не стало достоянием широкой общественности. Российский министр встретился с Хаканом Фиданом. А после был принят президентом Эрдоганом. Лидер Турции, кстати, готовится уже на следующей неделе посетить Казань, где пройдет саммит БРИКС.
Первое заседание «платформы шести» состоялось в Москве в 2021 году на уровне замминистров и носило, скорее, технический характер. Главы внешнеполитических ведомств в новом формате встретились год назад в Тегеране. А это встреча в Стамбуле доказала, что если в арифметике 3+3 дают 6, то в геополитике — море возможностей для взаимовыгодного сотрудничества.