Беспилотные технологии покоряют новые стихии и все прочнее становятся частью повседневной жизни. Сфера применения дронов уже не ограничивается только военными нуждами и лишь воздушным пространством. Все привычнее становятся беспилотные роботы-доставщики на улицах городов, а также грузовики, курсирующие без водителей по загородным трассам. На воде особые задачи у беспилотников, они могут доставить груз, отремонтировать целый корабль или сделать новые открытия на морском дне.
Для испытаний морских беспилотников организаторы «Архипелага 2024» выбрали озеро Тунайча на юге Сахалина.
Артём Сидоренко, научный сотрудник Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований Дальневосточного отделения РАН: «Оно закрытое, имеет большие дальности до
Среди дронов, которые изобретатели только спустили на воду для испытаний, беспилотный катер «Сивуч» — единственный, у кого за кормой солидный опыт работы. Роботизированный аппарат, способный исследовать море на расстоянии до 15 километров, уже третий год помогает нефтяникам, например, следить за состоянием трубопроводов.
Александр Пырков, директор компании «Аквароботех»: «Это получается значительно дешевле, чем классическими методами, это получается значительно точнее и безопаснее, что самое главное. А для сахалинской и для других нефтегазовых компаний главный лозунг „Безопасность прежде всего“, потому что на данный момент совсем большие
Пока сахалинские инженеры думали, как увеличить дальность работы и полезную нагрузку «Сивуча», крымский «Морской скорпион» достал из воды кепку одной из участниц форума. Головной убор пожертвовали ради демонстрации возможностей аппарата, который предназначен для сбора крупного мусора и очистки водоемов.
У роботизированной платформы «Сарган», разработанной в Севастополе, задачи не менее важные. Этот аппарат должен стать основой для беспилотников, предназначенных для конвоя судов. Все разработки отечественные, за исключением некоторых деталей.
Сергей Дудников, проректор по инновациям Севастопольского государственного университета: «В целом они, начиная с разработки до изготовления, полностью православные, есть только некоторые элементы силовой электроники, микроэлектронные компоненты, которые мы пока вынуждены таскать
Беспилотный аппарат
Александр Гургенидзе, инженер центра технологических проектов
В Севастополе инженеры анализируют сахалинские данные со своей многофункциональной надводной платформы «Сарган». Те самые природные особенности озера Тунайча позволили испытать аппарат во всех возможных условиях.
Алексей Чуклин, директор Межрегионального
«Архипелаг» на Сахалине позволил разработчикам не только продемонстрировать свои изобретения, но и обзавестись ценными контактами, которые в дальнейшем помогут решить разного рода проблемы, будь то сертификация подводного дрона или написание регламента его использования.
Александр Пырков: «В будущем они появятся, эти проблемы. Государство призвано решать эти проблемы совместно с нами. То есть решать эти проблемы на уровне государства будет значительно проще, потому что появляются определенные правила в этой морской робототехнике. В данный момент мы наладили диалог с заместителем председателя правительства Сахалинской области, поэтому мы надеемся на дальнейшее сотрудничество».
Представленные на «Архипелаге» 10 морских разработок — это, конечно, пока капля в море, но они уже способны патрулировать, изучать глубины или доставлять грузы. Следующий шаг — заменить человека там, где работа подвержена риску, прежде всего под водой.