С момента обострения конфликта на Ближнем Востоке прошел ровно год. 7 октября 2023 года вооруженные подразделения ХАМАС напали на приграничные районы Израиля. За год территория конфликта увеличилась в разы. Израиль бомбит Палестину, Ливию, Сирию и Йемен. Теперь весь мир спорит о том, соразмерен ли ответ Израиля, а Тель-Авив , по данным СМИ, готовится схлестнуться еще и с Ираном.
Спустя год новый виток эскалации на Ближнем востоке стал полномасштабной войной. В секторе Газа 42 тысячи погибших — регион в блокаде без воды, топлива и лекарств. В Палестине, Ливане, Сирии и Йемене — тысячи жертв, на Израиль со стороны Ирана летят сотни ракет. На улицах разных городов мира — антисемитские настроения и солидарность с Палестиной. Одни из самых масштабных протестов — в США.
Андрей Кортунов, политолог, кандидат исторических наук, генеральный директор Российского совета по международным делам: «Соединенные Штаты занимали двойственную позицию. С одной стороны, они продолжали поддерживать Израиль, в частности, выделяя очень серьезные финансовые средства израильскому руководству. С другой стороны, администрация Байдена неоднократно призывала руководство Израиля и лично
Молчаливого согласия администрации Байдена Израилю теперь, очевидно, недостаточно. По словам экспертов, идти на противостояние с Ираном, не рассчитывая на военную поддержку со стороны США, было бы просто безрассудно. А в случае усугубления регионального конфликта Штаты будут вынуждены вмешаться и воевать на стороне Израиля.
Ицхак Герцог, президент Израиля: «Реальность заключается в том, что Израиль предлагает всем странам и регионам совместное существование, основанное на мирных договорах, чтобы все могли жить в мире — мы все дети Авраама. Я призываю народы Ливана, Ирана и всех остальных порабощенных стран восстать против настоящей империи зла. Только вместе мы сможем дать ей отпор, только так мы получим надежду на лучшее будущее. Мы могли бы создать организацию по типу НАТО в нашем регионе, которая смогла бы бороться с радикалами и террористами».
О других целях создания еще одного альянса открыто говорят в Иране.
Али Хаменеи, духовный руководитель Ирана: «США хотят превратить Израиль в машину для получения ресурсов. Соединенные Штаты заинтересованы в сохранении Израиля как инструмента для добычи полезных ресурсов из Ближнего Востока».
Американские политологи признают: война с ХАМАС, а затем и с «Хезболлой» — путь к куда более серьезному противостоянию — с Ираном.
Майкл О’Хэнлон, директор отдела внешнеполитических исследований института Брукингса: «Израиль ударит по подземным объектам Ирана бетонобойными бомбами, которые использовались для ликвидации Насраллы в Ливане. Израиль обладает достаточной огневой мощью, чтобы уничтожить эти объекты разом. Ответ Израиля будет значительным, но он будет отличаться от предыдущих действий ЦАХАЛ. Возможно, под ударом окажутся элементы нефтяной, энергетической и финансовой инфраструктуры, чтобы лишить иранский режим возможности поддерживать себя. Сейчас это особенно важно, потому что санкции работают не до конца, и Ирану удается зарабатывать больше денег, чем мы бы этого хотели».
По мнению экспертов, на ситуацию на Ближнем Востоке не повлияют и американские выборы. И Трамп, и Харрис поддержат стратегического партнера. Республиканец накануне и вовсе призвал Израиль атаковать ядерные объекты Ирана. Имиджевые потери для верхушки США невозможны, ведь Ливан и Газу бомбят не Соединенные штаты, а Израиль.
Андрей Кортунов: «Ну, конечно, одним из итогов тех событий, которые происходили в регионе на протяжении последнего года, стали существенные имиджевые потери для Израиля. И в Европе, и в арабском мире, и в международных организациях мы видим, однако, что для руководства Израиля, ну, по крайней мере, для нынешнего руководства Израиля, вот эти потери воспринимаются как приемлемые».
За год несколько попыток найти дипломатическое решение обострения на Ближнем Востоке не принесли никаких результатов. Пока на поле большой игры продолжают гибнуть невинные люди. Бейрут — в огне, в секторе Газа разбомблена больница. В Иране отменили все гражданские рейсы, очевидно, в ожидании военного ответа Израиля.