На территории России находят все новые артефакты возрастом больше десятка тысяч лет. Наскальные изображения на базальтовых породах − это следы древних людей и отражение их картины мира. Хабаровские историки, которые изучают древнее искусство, ищут новые способы сохранять эти каменные памятники.
Копию петроглифа можно сделать в домашних условиях: заливаем форму, применяем полиэфирную смолу, цемент, фибру. Все это полимеризируется, в итоге получается точная копия. Альберт Бабаев называет себя исследователем петроглифов, 20 лет назад он освоил технологию музейного копирования и с тех пор пытается сохранить одно из чудес Хабаровского края — петроглифы. Это рисунки на базальтовых валунах, которые древнее египетских пирамид, их датируют
Альберт Бабаев, исследователь петроглифов: «Проблема сохранения существует, безусловно. Антропогенный фактор и природный — с ними нужно
Альберт и вовсе предлагает убрать оригиналы в специализированные помещения, заменив их
Валуны, несмотря на их порой огромные размеры, постоянно подвергаются воздействию внешних факторов: люди жгут костры и делают надписи, камни покрываются слоем ила, их заносит песком, но самое опасное явление — ледоход, когда глыбы льда перемещают и переворачивают камни с рисунками.
Артур Ласкин, заместитель директора Центра по охране памятников истории и культуры Хабаровского края: «У нас рассматривались, конечно, небольшие проекты, позволяющие оградить камни от воздействия этих больших льдин, строительство дамбы или
Несмотря на это, у идеи перемещения древних камней немало противников, которые считают, что камни тысячелетиями лежали на берегу Амура и не должны изыматься из своего исторического ландшафта. В свою очередь специалисты предлагают шире использовать технологию фотограмметрии.
Альберт Бабаев: «Делается множество фотографий заданного объекта с разных точек, которые потом с помощью программы специальной сшиваются, получается трехгранная модель, но ее нельзя потрогать, ее можно только посмотреть, это ее главный минус. Но при этом ее больше людей может увидеть по всему миру».
Пока идут научные споры, амурские петроглифы продолжают подвергаться негативному воздействию. Сегодня можно увидеть примерно половину от всех имеющихся рисунков, остальные оказались или под водой, или перевернутыми. Впрочем, иногда природа преподносит сюрпризы. Специалисты отмечают, что стали после весенних ледоходов стали открываться новые рисунки, которые раньше были недоступны человеку.