В Татарстане завершился конкурс разработчиков беспилотных систем управления грузовыми автомобилями. В финал вышли пять команд из ведущих вузов страны. Их грузовики должны были преодолеть около 100 километров по асфальту и грунтовым дорогам, при этом самостоятельно реагировать на разметку, знаки и светофоры. Не обошлось и без автоподстав, которые устроили организаторы. На пути беспилотных машин искусственно создавали ДТП, а под колеса так и норовил кинуться робот-манекен Гоша.
Команда из
Участникам организаторы предоставили новый электромобиль. Стояла задача сделать уникальную начинку и превратить машину в беспилотник, способный преодолевать большие расстояния. По условиям конкурса, машина должна перемещаться не только по трассе с разметкой, но и по гравию, грунтовой дороге, проехать не менее 90 километров, довезти полтонны груза.
Дмитрий Плотников, команда Polytech Voltage Machine: «Для нас критично, чтобы обзор был как можно более дальний. Соответственно, мы хотим видеть информацию, что происходит вокруг машины, потому что мы движемся в реальном трафике, вокруг едут фуры, они движутся с достаточно высокой скоростью».
Лидер первого этапа — команда «АвторОботикс», в которой объединились два московских вуза. Разработчики с большим опытом уже успешно запустили несколько легковых беспилотников и обкатали их на улицах Москвы, а еще подготовили новые кадры.
Александр Замыцких, руководитель команды «АвтоРоботикс»: «Мы в своей команде брали студентов, аспирантов. Это люди, которые имели очень маленький опыт работы с этим, однако за время проведения конкурса эти люди довольно сильно выросли».
Внутри каждой машины стоят мониторы, на которых карта и все препятствия, снаружи — лидары и камеры. Каждый элемент системы — зона ответственности определенного человека в команде.
Екатерина Масленникова, команда MadDrive: «Я решаю задачи, связанные с машинным обучением и техническим зрением, как наша машина будет видеть. Она должна распознавать сигналы светофора, дорожные знаки, линии дорожной разметки».
Ситуация, которая может произойти на любой дороге: кольцо, авария, две полосы перекрыты. Беспилотник притормаживает и объезжает препятствие. Это одна из автоподстав от организаторов конкурса. Проверка на реакцию, плавность и соблюдение ПДД. При нарушении дают штрафные минуты. За участниками следят судьи и в машине, и в диспетчерской.
Людмила Федосова, заместитель главного судьи: «Здесь мы можем оценить, насколько правильно машина совершила объезд данного ДТП, перестроилась ли в нужную полосу при съезде с кольца и справилась ли с маневром. Пока все хорошо».
Еще один частый и реальный случай — выскакивающий на дорогу человек. Живыми пешеходами организаторы решили не рисковать. В роли пешехода выступает манекен Гоша. Его задача — довольно быстро перейти через дорогу, задача беспилотника — вовремя остановиться.
Соревнования устроили в особой экономической зоне «Алабуга», где есть свое вполне оживленное дорожное движение, поэтому на всякий случай в салоне сидит водитель, но руки на руле не держит. Помогать роботу нельзя — такие правила. Конкурс называется «Пятый уровень». Это то, к чему стремятся все разработчики.
Михаил Антонов, исполнительный директор фонда Национальной технологической инициативы: «Пятый уровень — это когда беспилотник может двигаться самостоятельно, используя только автоматизированные системы мониторинга, оценки ситуации и, соответственно, реагирования на эти ситуации. Это будущее наших дорог, возможно, не завтрашнее, а послезавтрашнее».
Каждая команда в итоге создает готовое решение, которое можно предложить потенциальному покупателю. Чем больше конкуренция, тем доступнее и ближе беспилотное будущее.
Дмитрий Юдин, команда «АвторОботикс»: «Машина, которая у нас за спиной, это хорошая исследовательская лаборатория на колесах. Может, так ее не продать, но на ней можно сделать много исследований, много экспериментов, внедрить много продуктов».
Призовой фонд составляет 240 миллионов рублей. Деньги участникам пригодятся в научных целях. Все они стремятся совершенствовать свои беспилотники и работать над созданием новых технологий.