Сегодня во всем мире обсуждают и анализируют заявления Владимира Путина, сделанные накануне. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопросы западных журналистов, прямо сказал, что это определенный сигнал для недружественных стран. Речь идет об изменении российской ядерной доктрины. В обновленной редакции документа агрессию против РФ со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерного государства, предлагается рассматривать как их совместное нападение.
Располагая самым впечатляющим ядерным арсеналом на планете, Россия всегда осознавала степень ответственности за такое преимущество, стремилась укреплять глобальную безопасность, не допуская «расползания» ядерных вооружений и их компонентов, подчеркнул президент, предваряя заявление с далеко идущими последствиями. Но сегодня выбора Москве оставляют все меньше. Основы государственной политики по ядерному сдерживанию потребовали уточнений, которые сделают документ более соответствующим
Владимир Путин: «Так, в проекте Основ расширена категория государств и военных союзов, в отношении которых проводится ядерное сдерживание, дополнен перечень военных угроз, для нейтрализации которых выполняются мероприятия ядерного сдерживания. В обновленной редакции документа агрессию против России со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерного государства, предлагается рассматривать как их совместное нападение на Российскую Федерацию».
На практике эта новация предполагает уже коллективную ответственность агрессоров. За три последних года все в
Константин Сивков, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук по информационной политике: «Если, скажем, Украина применяет грязную ядерную бомбу с использованием американской ракеты ATACMS, то мы считаем, что ядерное нападение совершила не Украина, а Франция, Британия и США. И отвечать мы будем Франции, Британии и США ядерным оружием. То есть, в этом случае мы будем бить не по Украине, а по Франции, Британии и США».
Новые уточнения фиксируют и новые условия перехода России к применению ядерного оружия. Например, такая возможность рассматривается уже при получении достоверной информации о массированном запуске противником тысяч беспилотников, крылатых ракет, самолетов тактической и стратегической авиации. Москва нанесет удар прежде, чем
В Кремле уверены, что здравомыслящие главы государств и ранее прекрасно понимали серьезность заявлений Владимира Путина, особенно на фоне столь беспрецедентной конфронтации. Уточнение российских Основ по ядерному сдерживанию тем более не должны вызывать никаких сомнений на Западе.
Дмитрий Песков: «Это нужно считать определенным сигналом. Это сигнал, который предупреждает эти страны о последствиях в случае их участия в нападении на нашу страну различными средствами, причем не обязательно ядерными».
Но все ли на Западе сделали выводы? Британия, по крайней мере, на первых полосах газет и новостных сайтов, притворяется тугоухой старушкой, которая вообще не поняла, что обращаются именно к ней. Ведь именно с этого острова раздается самое громкое подзуживание поскорее уже дать Зеленскому команду «фас», чтобы он начал бить вглубь России западными ракетами.
Газета The Times на второй полосе, после мелких уголовных новостей на первой, спрашивает: «Применит ли Россия ядерное оружие? Объяснение вариантов Путина». Ответа на этот вопрос в статье не содержится. И нет объяснений, какие варианты не у Путина, а у самой Британии. Например, побыстрее кинуть Зеленского, как союзники недавно кинули афганцев. Солидное издание занимается не перевариванием того, что было сказано, а поиском миелофона: «Возможно, самый сложный вопрос для западных правительств — это попытка угадать, что на уме у Путина».
Газета The Telegraph цитирует политолога центра RAND Самюэла Чарапа: «Независимо от того, считаете ли вы это блефом или нет, никогда не бывает хорошо, когда крупная ядерная держава ослабляет условия для применения ядерного оружия».
Также издание приводит слова украинских политологов, которым, похоже, терять нечего, и они утверждают, что изменение нашей ядерной доктрины — блеф. Маленькая статья на
SkyNews бряцает оружием, говоря, что это Россия бряцает оружием, и ядерный удар крайне маловероятен. При этом телеканал допускает, что предупреждение президента России может поднять на Западе «волну паники».
В материалах британской прессы, несмотря на довольно самоуверенный тон, там и сям все же всплывают слова «угроза» и «эскалация», чего не было в статьях двухнедельной давности, когда западные журналисты практически с футбольным азартом ждали благословения от Байдена Стармеру, а от Стармера — Зеленскому на нанесение ударов западным оружием вглубь России.
А в самом центре принятия решений — в США — CNN вспоминает Карибский кризис, когда две сверхдержавы оказались в шаге от ядерной войны. И констатирует, что до повторения этой ситуации осталось не так много шагов. В отличие от глуховатой и непонятливой Британии и чуть более сообразительных американцев, в Турции — как слышится, так и пишется. Турецкая газета Hyrriyet четко говорит, что это «самое сильное предупреждение российского лидера на сегодняшний день».
Официальной реакции Белого дома не последовало. Байден — или те, кто за ним стоит, — пытаются успеть до окончания его президентства распорядиться уже выделенными для Украины средствами. А это два транша — 5,5 млрд долларов, которые используются в оригинальном обмене: США передают Киеву устаревшее содержимое своих арсеналов и закупают новое вооружение для своих нужд. Еще почти 2,5 млрд предполагается израсходовать на средства ПВО, беспилотники и боеприпасы. В этом списке батарея Patriot и планирующие авиабомбы JSOW. Количество последних неизвестно, но их дальнобойность — 150 километров — может быть обеспечена за счет полета истребителя F16. А тут, как известно, у Киева есть проблемы. Средства планируется также потратить на «укрепление
Западные СМИ — о том, как воспринимать объявленные Путиным изменения ядерной доктрины России