Курская дуга это один из переломных моментов войны против фашизма, когда вторгшегося на нашу землю врага погнали на Запад. Для западной аудитории историю нужно упрощать, ей упорно говорят уже два года о противостоянии украинского свободолюбивого добра и жестокого российского зла. Белое и черное, но ни слова о том, что, по сути, это гражданская война между жителями некогда единой страны, вместе громивших когда-то фашистов на Курской дуге. Теперь украинцам внушили, что они воины света, поэтому должны убивать русских сначала на бывших своих восточных территориях, теперь на приграничных территориях России.
Полутонные фугасные
Позывной Ливадия, российский военнослужащий: «Это наша земля, это, так сказать, возбуждает боевой дух. Это наша земля, мы ее не отдадим, мы будем биться до конца».
За неделю наши подразделения стянули кольцо вокруг пригородов Суджи. Освобождены и зачищены Любимовка, Успеновка. В селе Снагость противник пытался закрепиться, но под натиском наших бойцов бросил позиции. Село Борки, расположенное западнее Суджи, отбивали бойцы отряда «Сармат» и
Позывной Боцман, российский военнослужащий: «Противник наносит поражение артиллерией по своим позициям вместе со своими людьми. Достаточно людоедская тактика ВСУ, они не жалеют своих людей от слова совсем».
Не жалеют и технику из западных поставок. Противник бросает подбитые бронеавтомобили, БТР и джипы на обочинах, в посадках и оврагах. Наши бойцы ее теперь не только уничтожают прямыми попаданиями, но буксируют в качестве трофеев. В длинном списке есть все, начиная от шведских гранатометов и немецких Leopard, заканчивая французскими САУ CAESAR, американскими Bradley и Stryker, которыми комплектовали элитные бригады ВСУ.
Дуглас Макгрегор, бывший советник Министерства обороны США: «Единственное, чего добился Зеленский, — это взял часть своих лучших войск, которые у него остались, с лучшей американской и британской техникой, чтобы, по сути, устроить пиар. Итог: большинство солдат либо убито, либо ранено, они бегут с поля боя, их ловят и берут в плен. Теперь понятно, насколько это был непродуманный шаг».
Как отмечает CNN в статье под заголовком «Рассчитывали на крупный успех, но заплатили страшную цену», положение ВСУ фактически критическое: группировки разбиты артиллерией, связь не работает, элитные подразделения выведены, оставшиеся дезориентированы. Но главная проблема — потери, которые несут украинские формирования. Их масштабы в западных эфирах обсуждают теперь едва ли ни при каждом упоминании Курска.
Роланд Катер,
Военную значимость курской операции, как пишет Politico, под сомнение ставили и сами украинские генералы. Как выяснили журналисты, Зеленского буквально отговаривали от нападения. Возможность такого удара он обсуждал с командованием еще зимой, против идеи атаковать выступил главком Залужный, по словам источников, тогда же поплатившийся своей должностью за резкую критику плана Зеленского и целей операции, которую назвал «авантюрой».
Каролин Галактерос, президент аналитического центра Geopragma: «Это была личная амбиция Зеленского — склонить общественное мнение на свою сторону, а заодно показать Западу, что „Украина еще может
Мaркус Рeйснер, полковник ВС Австрии: «Теперь остается лишь гадать, была ли целью атаки Курская АЭС или сам Курск для некого шантажа Москвы на переговорах, или же идея была в том, чтобы вынудить русских перебросить силы из Донбасса. Но ни одна из этих целей в результате и близко не достигнута, а что делать с занятым плацдармом теперь, украинские солдаты просто не знают».
Что делать, не знают, и потому просто продолжают бить вслепую, не по военным объектам, а по станицам и селам, по деревенским домам, где, кроме гражданских, никого больше нет.
Наталья Горбенко, жительница деревни Елизаветовка (Курская область): «Нас шесть человек было в селе вообще. Приехали четыре, двое там остались. Мы чуть не погибли. Снаряд прилетел, если трохи ближе, сгорели бы. Мы втроем были, женщины, в одной комнате. Снаряд прилетел. И все… Я не могу разговаривать».
Татьяна Батраченко, жительница деревни Елизаветовка (Курская область): «У нас погорели дома полностью, у нас и хозяйство все погорело, от дома остался один пепел. Половина улицы сгорела за сутки».
По гражданским наносятся удары и в соседних областях. Атаки беспилотников происходят ежедневно. В ночь на субботу над приграничьем сбили больше сотни дронов. В Брянске вражеские БПЛА еще на подлете перехватывали установки «Тор»,
Утром в понедельник по одному из спальных районов ВСУ выпустили три полных комплекта ракет из чешской установки Vampire. Обломки падали на жилые дома, дворы, автомобили.
Жительница Белгорода: «Дым, взрыв, машины загорелись, а потом машина взорвалась. Тут ребята стояли, они только подъехали и даже не успели выйти. Держимся, потому что у нас тут родные, близкие все, они здесь работают, дети, мы без них никуда, конечно».
Стойкость и сплоченность жителей приграничья отметил и глава государства, общаясь по видеосвязи с избранными главами регионов. Несмотря на сложную обстановку, в единый день голосования вместе со всей страной люди в приграничных областях пришли на избирательные участки.
Владимир Путин, президент РФ: «Ваше мужество, сила духа вызывают искреннее уважение. Еще раз спасибо вам за вашу позицию. Что хочу в этой связи подчеркнуть. На людей, живущих в приграничных регионах, выпали трудные испытания. И здесь от органов власти и федеральных, и региональных, и местных требуется особое внимание к их нуждам и запросам. Все возникающие проблемы должны решаться без проволочек и лишнего формализма. Конечно, святая обязанность, как уже говорил, ВС сделать все для защиты людей».
Именно поэтому противника продолжают гнать все дальше и попутно вывозить из опасных районов мирных жителей. На неделе еще несколько групп приняли в пунктах временного размещения в Курске, обеспечив людей всем необходимым, начиная от питания и заканчивая узкопрофильной медицинской помощью.
Волонтерский штаб отделения Российского Красного Креста — это целый палаточный городок, развернутый прямо на тротуаре одной из курских улиц. Здесь с теми, кто выехал из опасных районов, общаются соцработники, психологи, работает полевая кухня, дальше раздают необходимые предметы одежды, а в мобильном фельдшерском пункте с пенсионерами общаются врачи, измеряют давление и делают необходимые анализы.
Помогают землякам и тысячи простых курян. В городском донорском центре втрое выросло число желающих сдать кровь для раненых. Жителей Курска учат ухаживать за пострадавшими, делать перевязки и обрабатывать раны. Многие из тех, кто пришел сюда, уже работают волонтерами в больницах и помогают раненым бойцам.
Инга Анисина, волонтер: «Надо учитывать их психологическое и физиологическое состояние, надо быть морально готовым оказать поддержку и обеспечивать должный уход. Я по профессии парикмахер, два дня работаю, а два дня занимаюсь волонтерством».
Олеся Заживихина, волонтер: «Мы работаем на приемке, в реанимации, в операционных, помогаем ребятам реабилитироваться, мы их одеваем, обуваем, кормим, перевязываем, все делаем для того, чтобы им было комфортно, помогаем в восстановлении. Я здесь нахожусь по
Супруга военного медика Олеся начинала свой волонтерский путь с плетения маскировочных сетей, сбора полевых аптечек, сейчас, помимо работы в госпитале, она прошла курсы и получила сертификат оператора
Олеся Заживихина: «Есть внутренне чувство долга и ответственности, желание помочь. Если нужно будет пойти и помочь, я пойду и помогу, я не брошу город просто так».
С этим чувством они продолжают поддерживать друг друга, помогать фронту и бойцам на передовой, кто сейчас отбивает врага.
Светлана Горбунова, жительница деревни Рыжевка (Курская область): «Я всем говорю: нас вывезли, чтобы не мешать ребятам работать. Что нам там бабкам делать? Нечего! Военные молодцы, они стараются, они стремятся, чтобы все было хорошо. Дай бог им здоровья, пускай они берегут себя, потому что они нам очень, очень нужны. Я просто в этом уверена. Иначе никак не может быть!»
Все выпуски программы «Итоги недели».