Суд поставил точку в деле о нашумевшем реабилитационном центре для алко- и наркозависимых в Приморье. Дурную славу учреждение приобрело благодаря организаторам, которые похищали людей, избивали и силой доставляли в рехаб. Пациентов привязывали к кровати, не давали спать, есть. Связь с внешним миром была под запретом. Как установило следствие, десятки людей содержались там против их воли. Выжить удалось не всем.
5 лет следствия, десятки заявлений от потерпевших и, наконец, на скамье подсудимых — фигуранты уголовного дела о похищении людей. На троих из них наручники надели в зале суда. Максимальное наказание — 12 с половиной лет лишения свободы — получил руководитель центра Дмитрий Кондратьев. Еще двоих человек приговорили к 6,5 и 7 годам условно. Однако такое решение не устроило тех, кто провел годы свой жизни на привязи. Коллективно они намерены подать апелляцию, чтобы добиться ужесточения наказания.
А освобождать их — пациентов, страдающих от алко- и наркозависимости, — пришлось тогда с участием бойцов ОМОНа.
Марина Парчайкина в результате такой реабилитации потеряла единственного сына Егора. Его, предварительно избив, привязали скотчем к кровати и оставили фактически умирать. Врачи констатировали остановку сердца. С алкогольной зависимостью Егора начал бороться после свадьбы. Вместе с супругой он мечтал о детях. Они вместе решили, что нужно обратиться за помощью в центр, где в итоге Егор нашел смерть.
Как установило следствие, 15 пациентов этого рехаба были доставлены в результате похищения, еще 21, трое из которых — несовершеннолетние, пришли в учреждение самостоятельно и оказались пленниками.
Дарья Демина, старший помощник прокурора Приморского края: «Людей держали в помещениях на территории городов Владивостока и Находки, где удерживали, реализуя собственные немедицинские методы. Двое незаконно лишенных свободы, в том числе одна несовершеннолетняя, попытались сбежать — выпрыгнули из окон второго и третьего этажей. Однако в результате падения они сломали ноги и получили тяжкий вред здоровью».
Бывший клиент ребцентра Семён Герчиков вспоминает, что все клиенты по сути оказывались в тоталитарной секте, где не давали спать, ограничивали в еде, заставляли носить оскорбительные таблички, а между издевательствами — поклоняться некой «высшей силе».
К слову, во время приема новых пациентов даже не проводились никакие обследования, а историю болезни не изучали. Самопровозглашенные специалисты не имели ни медицинского образования, ни необходимой лицензии. В центре процветала так называемая круговая порука, которая влекла коллективную ответственность в виде всяческих унижений за несоблюдение установленных правил. Повсюду были установлены замки, на окнах — металлические решетки. Связь с внешним миром была под запретом.
Елена Егорова, помощник судьи Советского районного суда г. Владивостока: «Родственники потерпевших вводились в заблуждение об оказании в центре услуг по социальной реабилитации и адаптации и производили оплату за пребывание в центре. Покинуть центр возможности не было. Люди удерживались в центре против своей воли».