Свыше 1,2 тысячи километров проехал первый в России беспилотный трамвай за время испытаний в Москве, сообщили в столичном Дептрансе. В тестовом режиме вагон курсирует по городу с мая. Сейчас проходит второй этап проверки трамвай перевозит пассажиров. Система сама отвечает за движение, остановки и открытие дверей. Все действия электроники пока контролирует человек.
Александр Роминов стал одним из первых тестировщиков беспилотного трамвая в столице. Он признается, что наблюдать за развитием технологий вживую — это нечто особенное.
Александр Роминов, пассажир беспилотного трамвая: «Немного волнительно, на самом деле. Понятное дело — новые технологии. Хоть уже и было много тестирований, но все равно остается такое чувство… Не могу назвать это опаской, но пока все идет гладко, меня это радует. Я думаю, что это большой скачок для московского транспорта».
Новый беспилотный трамвай совершает тестовые поездки от станции метро «Щукинская» до улицы Кулакова. Пассажиров пригласили для того, чтобы они составили свое впечатление, узнали больше о технологиях и задали вопросы разработчикам. Подавляющее большинство тестировщиков — мужчины. В беспилотном трамвае они становятся мальчишками, которые впервые увидели машину или самолет, — те же эмоции, те же ощущения.
Александр Воробьёв, пассажир беспилотного трамвая: «Если честно, я думал, что он будет очень медленно и аккуратно ехать, а он едет так же, как обычный трамвай. Я никакой разницы не заметил и очень приятно удивлен».
Попасть в этот трамвай просто так нельзя. Для этого нужно показать особую карту «Тройка», которую участники тестового заезда выиграли на
Это уже второй этап запуска инновационного транспорта, старт которому дал Сергей Собянин. Первый длился с конца мая — тогда искусственный интеллект обучали дублировать действия водителя, поэтому поездки были короткими и без людей. Сейчас же система работает самостоятельно: трамвай ходит по действующим маршрутам и перевозит первых пассажиров.
Если бы не надпись «Это беспилотный трамвай» и немного другая оклейка, этот трамвай было бы легко перепутать с теми, что ежедневно перевозят пассажиров по столице. Отличие — в деталях: несколько лидаров, камер и радаров делают именно этот трамвай самым современным в стране. Здесь водитель нужен только для того, чтобы контролировать процесс, ведь лидары видят абсолютно все, в любую погоду и любое время суток, даже в полной темноте. Система полностью контролирует движение, остановку и открытие дверей. При этом в салоне есть большой экран для трансляции основных показателей работы. Операторы оценивают, как трамвай видит окружающее пространство через систему машинного зрения.
Вячеслав Шеин, старший руководитель проекта Центра исследования и разработки беспилотного транспорта: «Наша задача как операторов — контролировать поведение автопилота и следить за стабильностью его работы… На экране представлен интерфейс управления автопилотом, через который мы можем его запустить, построить маршрут и следить за тем, как автопилот видит ситуацию вокруг, анализирует и планирует свое движение».
Хоть трамвай и сам двигается по городу по специальному графику, внутри за пультом все равно находится водитель. Он дополнительно следит за безопасной работой машины.
Алексей Виноградов, водитель беспилотного трамвая: «Мне интересно находиться в кабине.