Театр юных зрителей в Петербурге сегодня открывает 103-й сезон новым «Маскарадом». Это всего лишь третья постановка Лермонтова на городских подмостках. В современном прочтении пьесы русского классика разбавили Байрон и поэты Серебряного века. Получилась причудливая фантасмагория на грани психологического триллера.
«Маскарад» невозможно не считать самой петербургской трагедией. Вся история произошла на Невском проспекте, в доме Энгельгардта — богача и мецената, где давали балы. В этой сценической версии словно застыло время Петербурга
Сусанна Цирюк героев «Маскарада» заморозит и закрутит в петербургской фантасмагории с элементами стимпанка.
Сусанна Цирюк,
Лермонтовскую драму режиссер усилила откровенным мистическим триллером. Потусторонним персонажем стала безумная маска, которой нет у Лермонтова. Именно этой блаженной предвестнице смерти режиссер отдала лирику Серебряного века. Стихи Северянина, Ахматовой и Нестора Кукольника зазвучали в романсах.
В романс превратились и стихи Байрона, на поэта так хотел быть похож Лермонтов. Из разных редакций «Маскарада» собрали диалоги еще для одного персонажа, позаимствованного у Пушкина. Без Пиковой дамы мистический образ Петербурга был бы неполным.
«Маскарад» Михаила Лермонтова считают единственной настоящей русской классической трагедией. Вечный шекспировский сюжет про Отелло трансформировался в историю страсти, бескомпромиссной и потому убийственной. Всё тот же треугольник: мятежный духом Арбенин, его супруга Нина и влюбленный в нее молодой князь Звездич.
В этой версии Нина не роняет на балу один из двух браслетов, а обменивается им в танце с баронессой Штраль. Но браслет всё равно оказывается у князя Звездича, как предписывает классика. При этом исполнитель роли Семён Толов считает, что играть без современной составляющей невозможно. В этом мистическом триллере есть элементы разных времен.