Арсенал одного из самых известных петровских кораблей поднимают со дна Финского залива археологи. Построенный в Голландии в начале XVIII века русский линкор «Портсмут» отметился всего в одном сражении Северной войны. Но бесследное исчезновение флагмана на три столетия сделало его одной из главных целей для историков.
Петровский линкор «Портсмут» 300 лет не сдавался подводным археологам, пусть и лежал совсем недалеко от берега. Затеряться в этой части Финского залива несложно: видимость под водой от 20 сантиметров до метра.
Процесс поиска артефактов на дне
Археологи восстанавливают события 24 мая 1719 года. Тем утром линкор «Портсмут» в составе эскадры российских кораблей вступил в бой со шведами между островами Эзель и Готланд. Все три корабля противника были захвачены.
Василий Петровский, заместитель начальника Ленинградский подводной археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН: «Это было первое сражение, которое русский флот выиграл при помощи артиллерии. До этого русские моряки воевали со шведами и побеждали их при помощи абордажа на гребных судах. А здесь произошел первый классический бой, когда парусный корабль при помощи артиллерии выигрывает сражение у противника».
Осенью того же года подбитый и плохо управляемый «Портсмут» возвращался домой и сел на мель в южной части залива. От того места, где сейчас стоит исследовательское судно и до берега протянулось мелководье.
Таким же оно было и 300 лет назад, когда в октябре 1719 года вместе с «Портсмутом» здесь застрял еще один линкор «Лондон». Теперь место так и называется — Лондонская мель.
«Портсмут» сберечь не удалось. Только экипаж и часть пушек успели эвакуировать на сушу. Спустя три года после трагедии император приказал найти и поднять линкор.
Сейчас воссоздать «Портсмут» целиком — задача невыполнимая. Корабельных чертежей в то время не рисовали, а на дне залива лежит только днище парусника и целая россыпь корабельной артиллерии.