В Словакии сейчас проходят масштабные торжества, посвященные 80-летию антигитлеровского восстания. В отличие от других западных политиков, премьер Роберт Фицо пригласил на официальные мероприятия и российскую делегацию. В ее составе потомки советских партизан, которые участвовали в освобождении Чехословакии.
Вельки Липник,
Игорь Братчиков, чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Словацкой Республике: «Словацкое национальное восстание — предмет национальной гордости. Словаки были втянуты в войну на стороне гитлеровской Германии против своей воли, но потом нашли в себе мужество понять, чье дело правое. Мне кажется, то, что они празднуют с такой гордостью, это достойно, правильно и хорошо».
В эти дни празднуется годовщина одного из самых славных и смелых событий европейского антигитлеровского сопротивления. 80 лет назад началось Словацкое национальное восстание. Оно поднялось при поддержке СССР и при участии советских партизан. Они рассказывали о боевых
Константин Руденко, внук командира партизанской бригады Садиленко Алексея Михайловича: «Они с радостью, с рвением шли защищать свою Родину. Не надо было их уговаривать. Когда они узнавали, что есть партизанский отряд, а они знали, что СССР помогает, они целыми селами поднимались. У него отряд был большой, несколько тысяч человек».
Премьер Словакии Роберт Фицо пригласил на памятные торжества делегации молодежи из России и Беларуси. Это внуки и правнуки героев, освобождавших Чехословакию.
Карина Галямова: «Я правнучка партизана Мурзина Даяна Баяновича. Он был партизаном. Бабушка Надежда Павловна также была здесь радисткой».
Роберт Фицо также пригласил делегацию украинской молодежи, но она в Братиславу не приехала. Премьер, выступая перед гостями из России, сказал им, что принял бы приглашение в Москву на празднование
В отличие от прочих европейских лидеров, например, того же Микрона в Нормандии, Роберт Фицо в годовщину празднования событий, посвященных свержению нацистской Германии, не побоялся пригласить российскую делегацию и журналистов в свою страну и в свою резиденцию.
Спокойнее в Словакии, чем в других европейских странах, даже памятникам Победы. Тут не ведутся разговоры об их уничтожении. Мемориальный комплекс Славин был открыт в центре Братиславы в 1960. Фицо назвал его словацкой статуей Свободы. Вокруг мемориала находятся могилы советских воинов, погибших при освобождении города. Здесь покоятся мужчины и женщины, рядовые и подполковники, русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, грузины, армяне, очень молодые и просто молодые.
Игорь Братчиков: «В отличие от предыдущего правительства, правительство Роберта Фицо и он лично с большим уважением относятся к памяти советских солдат, не замалчивают это. Но ряд оппозиционных деятелей и СМИ замалчивают роль Красной армии как в словацком национальном восстании, так и в освобождении Европы».
Те же источники стараются смягчить и другое. В 1938 году Британия, Германия, Италия и Франция стали участниками мюнхенского сговора. Скормив Гитлеру Судетскую область Чехословакии, Лондон и Париж надеялись отвлечь от себя агрессию нацистов и направить ее на Восток, в сторону Советского Союза.
После оккупации Праги в Словакии возник марионеточный фашистский режим Йозефа Тисо. Этот католический священник преследовал и убивал коммунистов, евреев, цыган, православных. После нападения Гитлера на СССР он отправил словаков воевать на Восточный фронт. Были случаи их перехода на сторону Красной армии. Но антифашисты собирались и в тылу, в словацких горах, за спиной братиславского фюрера Тисо.
На момент начала восстания до освобождения Словакии от нацистов оставалось еще девять месяцев. Это был долгий путь с огромными потерями, о котором в Словакии сегодня помнят, что кажется удивительным и смелым на фоне всеобщего европейского исторического склероза.