Основателя Telegram Павла Дурова освободили из-под стражи во Франции, но оставили под судебным надзором. За этой громкой историей сейчас следит без преувеличения весь мир.
Похлопав адвоката по плечу и надев черные очки посреди ночи, Павел Дуров буквально влетел в машину и уехал, но недалеко. Суд Парижа, конечно, освободил основателя Telegram, но под надзор и с залогом в пять миллионов евро. Также бизнесмену запрещено покидать территорию Франции, а еще он должен два раза в неделю отмечаться в полиции.
Пока никто не знает ни реальных требований к Дурову европейских и стоящих за ними американских властей, ни условий, на которых власти Франции согласились заменить бизнесмену камеру на домашний арест.
Франция никогда не славилась своими шпионами, а символом жандармерии еще с середины прошлого века является комичный герой Луи де Фюнеса. Но в этот раз власти Пятой республики обставили все именно как в кино: задержание в аэропорту, максимальные 96 часов ареста, мигалки, закрытый суд. Сценарий явно писали спецслужбы.
Подробности истории публикуют мировые СМИ. Издание Politico пишет, что ордер на арест был выписан еще в марте, причем не только на Павла, но и на брата Николая Дурова, которого считают архитектором алгоритмов мессенджера.
Рецензии на этот фильм оказались не самыми приятными для французских
К этим другим у французских властей претензий нет, а вот основателя Telegram обвинили в нескольких правонарушениях, в том числе в администрировании
Такер Карлсон, американский журналист: «Это значительный шаг, и стороннему наблюдателю, которому не хватает информации, сложно поверить, что Макрон мог бы или сделал это без поддержки или хотя бы согласия администрации Байдена».
Майк Бенц, бывший сотрудник Госдепартамента США: «CША и Франция имеют общие военные и разведывательные дипломатические и экономические интересы в аресте Павла. Они хотят заполучить рычаг, который они так долго жаждали, чтобы контролировать модерацию контента в Telegram».
У французского фильма про Павла Дурова появились
Дурной пример заразителен. Вот уже Швейцария открывает свое расследование. Ирина Болгар, которая называет себя матерью троих детей бизнесмена, утверждает, что тот якобы несколько раз применял силу к их младшему сыну. Еще одна сюжетная линия возникла в Германии. Там заявили, что со стороны Telegram «нет такого обмена информацией», как с другими платформами. Свой вклад решила внести и Южная Корея. Президент страны призвал к тщательному расследованию преступлений сексуального характера, которые встречаются в мессенджере Telegram.
Черный пиар на задержании Павла Дурова привлек больше внимания к Парижу, чем стартовавшая Паралимпиада и внутренний кризис с назначением
Расследование в отношении Павла Дурова продолжится. А что он скажет на допросах, можно предположить, посмотрев интервью CNN 2016 года. Тогда журналистка спросила Павла, чувствует ли тот ответственно за то, что террористы взорвавшие бомбы в Париже, пользовались его мессенджером.
Павел Дуров, основатель Telegram: «Террористы также пользовались iPhone, телефонами с микрочипами Android. В некотором смысле утверждение, что мы несем ответственность, вводит в заблуждение. Получается, любая другая технологическая компания тоже несет ответственность за это. Вы не можете создать технологии обмена сообщениями безопасной для всех, кроме террористов. Так что либо безопасно, либо небезопасно».
Уголовное дело против бизнесмена будет вряд ли закрыто, пока власти Франции не получат полный контроль над приложением. Вероятно, Дурову дали время принять решение по вопросу, соблюдать ли требования Запада, как это сделали другие соцсети, или ступить на неведомую дорожку создания «мессенджера свободного мира», к чему и стремился Telegram. Выбор сложный в обе стороны.