На командно-наблюдательном посту 2-го батальона 123-й гвардейской мотострелковой бригады кофе — стратегический ресурс. Основная боевая работа идет от заката до рассвета. Днем в зоне ответственности батальона жизнь практически замирает. В ясную летнюю погоду беспилотники буквально не дают прохода бойцам. Ситуация настолько напряженная, что даже выход очень малых групп — в два человека — целое мероприятие, которое нужно тщательно планировать. И не всегда такой выход удается осуществить даже в течение суток.
Комбат с позывным Чугун — один из самых молодых командиров этого звена на СВО. Капитан, едва за тридцать. Он сам нередко берет в руки пульт управления коптера. Многие удары с воздуха по позициям ВСУ — его собственных рук дело. Зная, насколько неожиданной и сокрушительной может быть такая атака, своих людей на позиции и тем более на штурм он отпускает только после основательной разведки.
Позывной Чугун, командир 2-го батальона 123-й отдельной гвардейской мотострелкой бригады имени Ворошилова: «Если раньше были такие моменты, что ходили в основном вдоль посадок, то теперь противник уже это все знает, маршруты пристрелял. Мы теперь обходим через те позиции, которые уже под нами, или полем неожиданно — стараемся беречь личный состав, не бросать их тупо в атаку. Стараемся все делать обдуманно».
Личный состав у Чугуна под стать комбату — гвозди из таких можно делать. Большинство бойцов — местные, луганские. Кто-то начал свою службу еще в 2014-м в ополчении, потом — в Народной милиции. Мотострелок с позывным Боча еще недавно служил в полиции в Луганске. Но решил, что больше пользы принесет на передовой. Пару недель назад с боевым товарищем они захватили пленных, хотя расклад сил в окопе был два на два.
Позывной Боча, стрелок 2-го батальона 123-й отдельной гвардейской мотострелкой бригады имени Ворошилова: «Один из них залез к нам в позицию. Мы его допросили, выяснили, что их двое, как и нас. Я, как старший группы, дал напарнику указание охранять этого, а сам пошел за вторым. Было, конечно, немного страшно, вдруг он обманул, что их только двое. Но ничего, дело техники, нашел его — он сдался без боя».
Без боя простым луганским парням сдались бойцы горно-штурмовой бригады «Эдельвейс» ВСУ. Названное в честь известного подразделения нацистской Германии это формирование — как бы гордость украинской армии. Но, похоже, под Северском все меньше ультранационалистов в окопах под огнем.
Соседняя — 6-я гвардейская казачья бригада. На ее участке Северского направления бои долгое время носили позиционный характер. Артиллеристы бригады смогли всю свою инфраструктуру убрать под землю: начиная с орудий и заканчивая местами для отдыха расчетов. А заодно хорошо изучили расположение укреплений ВСУ, которые теперь разбирают огнем из снайперской винтовки артиллерии — гаубиц Д-30.
Северск — сегодня одно из самых проблемных мест на линии боевого соприкосновения для Киева. Фактически все пути снабжения одной из крупнейших группировок ВСУ — под огневым контролем российских сил. Сразу несколько наших бригад начинают выдавливать противника с опорников в поселках — спутниках этого города. В украинском генштабе в максимально обтекаемых формулировках признали: ситуация сложная. К слову, в такой же стилистике Киев и раньше готовил население к сдаче позиций в других стратегически важных городах. Они сейчас уже российские.