Музыканты исполняют на гармони не только частушки, но и сложные произведения. Для артистов в Туле изготавливают индивидуальные образцы. Кроме того, гармонь российского производства пользуется спросом за рубежом.
Динара давно привыкла к тому, что на ее концертах зрители всегда подпевают и просят «выйти на бис». В ее репертуаре очень разные песни, ведь сыграть на гармошке можно абсолютно все. Хотя в детстве она мечтала совсем о другом инструменте.
Динара Вдовина: «Я хотела играть на электрогитаре, но пришла в музыкалку, а там была девочка старше меня года на два, которая играла на гармошке. Все эти классические гитары мне не нравились, потому что они были скучные, классические. А я была очень шумная и буйная. Поэтому я решила, что мне надо играть на гармони».
Играет Динара уже девять лет, и за это время стала настоящей звездой русской гармони. Сейчас она собирается поступать в один из ведущих музыкальных вузов страны — Институт имени
Динара Вдовина: «Я хочу создать свою
То, что гармонь — инструмент вымирающий, большое заблуждение. Преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных Павел Уханов учит своих студентов не просто очень хорошо играть, а удивлять слушателей.
Павел Уханов, старший преподаватель кафедры национальный инструментов народов России Российской академии музыки имени Гнесиных: «Гармонист сейчас — это уникальная музыкальная профессия. Ты можешь прийти в народ, и ты будешь желанен — все хотят, чтоб ты там сыграл наигрыши, пляску, частушку и так далее. И ты можешь прийти в большой зал консерватории или в Дом музыки, и зрители будут с удовольствием слушать, как ты играешь серьезную академическую музыку».
В том, что с трудоустройством проблем не будет, будущих гармонистов Павел убеждает своим примером. Он не только преподает, но и активно выступает: и сольно, и в составе группы, которая из каждого музыкального номера делает настоящее шоу.
Самый народный инструмент в Туле делают уже почти 200 лет. Сейчас местная фабрика производит больше 80 процентов всех отечественных гармошек и баянов. Современная гармошка или баян — это почти пять тысяч деталей, которые, как конструктор нужно собрать в одно целое. Большую часть работы, несмотря на современные станки и технологии, приходится делать вручную. На участке сборки только девушки.
В советское время фабрика выпускала 120 тысяч инструментов в год, сейчас объемы производства куда скромнее — всего около пяти тысяч. Зато ассортимент гораздо шире. Есть не только серийные модели, но и эксклюзивные экземпляры, которые делают на заказ — для топовых музыкантов.
Это, конечно, целая наука — играть на таком инструменте. А вообще это самый дорогой товар тульского предприятия. Стоит подобный баян полтора миллиона рублей, делается практически полностью вручную и производят их в год всего 6 экземпляров. Но независимо от того, серийный это образец или сделанный на заказ, абсолютно все инструменты проверяются и настраиваются индивидуально. Занимаются этим важным делом опытные мастера, умеющие и сами хорошо играть.