На этой неделе свой профессиональный праздник отмечали археологи, большинство не отрываясь от работы, ведь на лето приходится самый разгар раскопок. Сергей Собянин поздравил столичных специалистов, отметив, что только в этом году они нашли около 10 тысяч артефактов. Археологические исследования ведутся в столице и в центре, и на окраинах. Одной из крупных площадок является территория Чижевского подворья. В историю Москвы оно вошло как крупный деловой квартал в Китай-городе , существовавший с XVII века.
Чем больше слоев земли снимают археологи, тем больше исторических подробностей. В самом центре Москвы нашли габаритный объект, пусть и нередкий, но весьма информативный — печь жителей столицы XVII века. Сохранился фундамент, а основная часть разрушилась во время пожара, полагают археологи. Печи зажиточных москвичей нередко украшали изразцами. Мотивы на них изображены самые разные — растительный орнамент, всадники, птицы, львы. На территории Чижевского подворья, где обнаружили печь, специалисты находят не только предметы быта, но и ювелирные изделия. Среди особо ценных — браслеты и перстни.
Андрей Цыбренок, археолог: «Мы дошли до слоя XI века, мы уперлись в „материк“. „Материк“ — это то, где заканчивается культурная часть, когда ты упираешься и понимаешь, что все, культурного слоя нет. То есть здесь первые постройки, первое заселение человека, которое оставило след — это XI век».
Таких следов за многовековую историю под землей Москвы не счесть. Только за последние 13 лет столичные археологи сделали больше 100 тысяч находок. Сейчас самый разгар полевого сезона, а Чижевское подворье — это один из немногих сохранившихся на территории
Алексей Емельянов, руководитель департамента культурного наследия Москвы: «Здесь у археологов было шесть раскопов, общая площадь раскопов — порядка 3 тысяч квадратных метров. Мощность культурного слоя — до 10 метров. В 2024 году московские археологи работают на более чем 200 площадках (это и исторический центр, и Новая Москва) и постоянно радуют нас новыми археологическими предметами».
Все предметы после раскопок отправляются в реставрационные мастерские. Здесь их отчищают от известковых наслоений, а многие собирают словно пазл. Сложность в том, что нужной части может просто не оказаться. Соберется в итоге та или иная вещь, для реставратора всегда большой вопрос, а поиск ответа на него — это всегда большой интерес.
Все сложившиеся предметы передают на хранение в фонд Музея Москвы. Отдел археологии стоит здесь особняком, хотя бы потому, что здесь особый
Максим Фурсов, руководитель отдела «Археология» ГБУК Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“»: «Они позволяют нам понять, каким образом мы появились, почем мы стали такими, какие мы есть, потому что мы изучаем конкретное место или людей, которые жили на этом месте. Почему они пришли сюда, что их подвигло, каким образом они здесь жили, как складывались их образ жизни и представления о мире».
Знакомиться с этим образом жизни можно изучая около 300 тысяч предметов — столько находок хранится в этом фонде. Есть среди них действительно уникальные вещи, которые на выставки попадают редко, например погремушка из черепа медведя, датируемая периодом неолита. Это самый древний музыкальный инструмент, найденный на территории столичного региона. Если бы не работа археологов, увидеть такие предметы сегодня было бы просто невозможно — историю по кусочкам они