Работодателям стоит подготовиться к тому, что очередь за забором из соискателей в ближайшие годы у них не появится. Доля работающих граждан неуклонно сокращается. На предприятиях все больше зрелых специалистов пенсионного и предпенсионного возраста, причем некоторые из них только начинают новый этап в карьере.
После нескольких взмахов стамеской ручка для
Сергей Качура,
Сегодня мастеру уже за 60, он получает пенсию, но уходить на заслуженный отдых не собирается, да и не гонят. На предприятии почти половина сотрудников — люди предпенсионного и пенсионного возрастов. Аналогичная ситуация и в некоторых других профессиональных сферах региона. Это касается даже высококвалифицированных кадров.
Дмитрий Марков, заместитель председателя правительства Тульской области: «Регион сейчас работает над тем, чтобы мотивировать ряд лиц пенсионного возраста подольше поработать — год, два, три, пять, потому что, например, в системе здравоохранения подготовка врачей занимает до 8 лет, она длительная. Мы видим, что люди уже выбрали профессию, они придут. Но немножко по времени мы не укладываемся, до 30% по некоторым учреждениям у нас предпенсионного и пенсионного возраста сотрудники».
Правительству региона приходится привлекать даже специалистов из других городов. Особенно в медицинскую среду. К примеру, в области наблюдается дефицит кадров, имеющих опыт в лечении ВИЧ и вирусных гепатитов. В прошлом году на работу в Тулу из Москвы позвали врача Григория Каминского возглавить тульский
Григорий Каминский, Тульский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниям: «Здесь мне повезло: очень грамотные органы управления, очень отзывчивый коллектив. Я считаю, что был принят без проблем, контакт наладился, с точки зрения комфорта с людьми у меня проблем не было и нет, все очень хорошо».
Лариса Зайцева, кладовщик: «Когда я позвонила, я сразу предупредила, какой у меня возраст. Я думала, что не возьмут. Когда я года три назад приходила, смотрю, в цехах одна молодежь. Я думала, что к нам, пожилым, настороженно, а нет, хорошо относятся, некоторые меня бабулей тут называют. А так все хорошо».
Лариса работает кладовщицей подмосковного завода по изготовлению окон. Женщине за 50, она рассчитывает на повышение в скором времени. Устроиться удалось без опыта работы вообще, на производстве обучение проводилось по действующей здесь программе наставничества.
Нина Филоненко, совладелица фирмы по производству окон: «На самом деле берем всех, кто хочет работать, и приветствуем это. Это ключевой параметр. Система обучения и наставничества у нас встроена в процесс».
Это современная реальность. Все дело в демографической яме
Владимир Горчаков, руководитель группы оценки рисков устойчивого развития рейтингового агентства: «Очень многие компании пишут про практики борьбы с эйджизмом, практики вовлечения сотрудников различных групп, но именно тематика вовлечения людей старших возрастов освещена крайне мало. Думаю, что это будет меняться уже в следующем отчетном цикле в связи с дефицитом на рынке труда».
Для перемен в пользу людей старшего поколения основания есть. Среди них недавнее возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам и, конечно , темпы прироста зарплат.