В Республике Марий Эл жители одного из сел оказались фактически отрезанными от цивилизации из-за земельного спора с национальным парком. Там установили плату за проезд по единственной дороге, которая ведет в населенный пункт и проходит через заповедник.
Как только на всех лесных дорогах появились таблички «Въезд на платной основе — 250 рублей», жители села Алексеевское занервничали.
Местный житель: «Куда я должен платить? В дупло? Деньги, про 250 рублей же написано. Например, едет ко мне гость. Куда платить? Какое приложение? Где это приложение?»
На сайте национального парка есть раздел «оплатить услуги», но кнопка «оплатить» по
Местный житель: «Я проживаю в селе Алексеевское, у меня нет с собой в данный момент документов, сейчас не могу показать. Я паспорт не вожу с собой, еду в школу за ребенком».
Село Алексеевское граничит с национальным парком, но попасть в него можно либо через территорию парка по так называемой песчанке (жители сколько себя помнят, столько ездят этим маршрутом), либо через поля от села Эмеково, эта дорога тоже частично пролегает через территорию парка. Здесь тоже висят баннеры о посещении на платной основе, хотя официально этой дороги не существует и зимой ее никто не чистит.
Андрей Зима, житель села Алексеевское: «С января по, наверное, март, по апрель у нас дети больше половины четверти пропускают, потому что у нас нет возможности их привезти. Мы уже знаем, когда дорога не проезжая, просто не хочется ломать машины и сидеть застрявшим там».
С печанкой еще сложнее. Она в длину 7 километров и вся пролегает через территорию парка. Лесоустроительные документы здесь составлены с «поразительной точностью». В российской системе контроля дорожных фондов она целиком зарегистрирована как грунтовая дорога, имеет свой идентификатор и учетный номер, но это всего лишь описание. Земля под дорогой все равно принадлежит национальному парку. Это особо охраняемая территория, по ней жителям села ездить нельзя.
Максим Козлов, директор национального парка «Марий Чодра»: «Когда готовились документы по описанию села Эмеково и границ Эмеково, да, она туда попала, но это идет в противовес другим федеральным законам, где изменение территории национальных парков запрещается. Вот эта дорога в реестр попала, как нам видится, с ошибкой».
Решить проблему могла бы новая дорога, проходящая не по территории национального парка. Но с другой от села стороны идет магистральный газопровод. На глубине метра залегает газовая труба, чуть дальше — еще одна. Чтобы построить переезд через эти трубы по всем правилам, нужно миллионов 200, а это для жителей села перекрывает стоимость дороги в несколько раз. Сейчас над решением этого вопроса голову ломают и в правительстве республики.
Алексей Киселёв, министр природных ресурсов, экологиии охраны окружающей среды Республики Марий Эл: «Это вопрос важный для правительства. Мы его так или иначе все равно должны будем решить. Собственно говоря, вот эта дорога, по которой все ездили, почему начались вот эти раздраи? Потому что руководство парка решило напомнить всем о режиме этого парка. С 1985 года никто никого не трогал, по этой дороге
Ошибки в таксации, то есть описании леса и фиксации границ, здесь есть. Например, в документах потерялся знаменитый дуб Емельяна Пугачёва, а сельское кладбище попало не просто в границы парка, а в особо охраняемою зону. Но обратного действия, то есть выделения границ из особо охраняемых природных территорий, закон не предусматривает.