В Белград сегодня с большой делегацией прилетел немецкий канцлер Шольц. Сербия до сих пор не присоединилась к антироссийским санкциям и не отказалась от поставок нашего газа, за что ее регулярно критикуют в ЕС. Однако глава ФРГ об этом не сказал ни слова, поскольку на Балканы он прибыл добывать литий. В Сербии находится одно из крупнейших в мире месторождений, и власти страны решили расконсервировать рудник по добыче этого металла. Литий ключевой компонент в производстве батарей для электромобилей. По подсчетам, сербы способны обеспечить им пятую часть потребностей европейской промышленности и прежде всего немецкий автопром.
Александра Вучича в западной прессе называют
Олаф Шольц прилетел в Сербию на правах лидера страны, которая является одним из крупнейших инвесторов в сербскую экономику. Так что у немецкого канцлера достаточно рычагов воздействия на Александра Вучича, который пытается проводить самостоятельную политику. Впрочем, вся эта «сербская самостоятельность», по мнению Берлина, заканчивается там, где начинаются интересы крупнейшей экономики Европы — немецкой.
Формально визит Шольца приурочен к так называемому «Саммиту исходного сырья» и подписанию меморандумов о сотрудничестве с ЕС. В качестве «пряника» с немцем прилетели заместитель председателя Еврокомиссии Марош Шефчович и руководители ведущих немецких корпораций. Шольц в Белграде стелил так мягко, как только мог, ведь на кону — будущее немецкой автомобильной промышленности. Для наглядности в холл даже пригнали новенькие электрические «Мерседесы».
Олаф Шольц, канцлер Германии: «Нам нужен общий европейский дух, движение в одном направлении. Сегодня мы подписали очень важные для нас документы, определяющие будущее европейской промышленности. Особенно это касается добычи лития, который необходим для производства электромобилей и аккумуляторных батарей».
Речь идет об одном из крупнейших в мире месторождений в долине реки Ядар. Найденный здесь минерал ядарит содержит тот самый дефицитный литий. Разработку месторождения проводила одна из ведущих мировых транснациональных
На одной чаше весов — 58 тонн лития в год, 17 процентов потребностей европейской промышленности, достаточной для производства более миллиона электромобилей в год и сотни миллионов евро прибыли. На другой — потенциальная экологическая катастрофа в маленькой балканской стране и постоянные протесты. Вучич называет добычу лития «шансом для Сербии», а его министры обещают 6 миллиардов евро инвестиций и создание до 20 тысяч новых рабочих мест.
Впрочем, сербы не были бы сербами, если бы и тут не стали отчаянно торговаться. Шольц ведь не просто так срочно сорвался в Сербию. Не так давно Вучич с помпой принимал в Белграде председателя КНР Си Цзиньпина, а Китай контролирует большую часть добычи и переработки лития по всему миру. Так что европейцам, а точнее немцам, надо было торопиться.
И, судя по всему, они предложили сербам лучшую цену. По некоторым данным, Белград уже провел переговоры с Mercedes и Volkswagen. По словам Вучича, часть лития будет поставляться в Германию, а остальное задействуют в производстве катализаторов и литиевых батарей в самой Сербии.