Нижегородский онколог Олег Тюкалов, подменявший своим пациентам дорогостоящие препараты на физраствор, проведет в колонии не 8 лет, как просил прокурор, а 4 года. При вынесении приговора суд учел его положительные характеристики и былые заслуги. Однако вернуться к врачебной практике Тюкалов уже не сможет. Суд запретил ему в дальнейшем заниматься медицинской деятельностью.
К приговору и последнему слову ведущий
Олег Тюкалов, подсудимый: «Я просто хотел помочь всем, но не справился. Ваша честь, я надеюсь на справедливое решение суда и ваше милосердие».
Оперативники пришли за врачом прямо в больницу после заявления одного из пациентов о том, что, согласно сданным анализам, в его крови нет следов препарата, который ему якобы вводили в медучреждении. На первом допросе Тюкалов утверждал, что не похищал препараты с целью продажи, а экономил, разбавляя или заменяя на физраствор. Такую тактику он применял по отношению к безнадежным, по его мнению, больным, чтобы лекарства хватило другим. По его словам, в больнице был якобы недостаток лекарств.
Однако когда показания дали коллеги, стало ясно, что недостатка препаратов быть не может — их заказывают по первому требованию и количеству пациентов. И тогда арестованный врач начал валить вину на медсестер. Якобы они подменяли препараты, а он за ними не досмотрел. Супруга подсудимого уверена, что ее муж виноват только в этом, так как, по ее словам, горел работой.
Олега Тюкалова нельзя назвать плохим специалистом — 35 лет медицинского стажа, онколог высшей категории. По народному голосованию пациентов назван «Лучшим врачом года» в
Ирина Лебедева, бывшая пациентка подсудимого: «Это один из самых ответственных врачей. Когда бы я ни обратилась к нему, всегда получала достойный ответ и достойное лечение».
По версии следствия, именно в тот год, когда Тюкалов получил звание лучшего врача, он и начал подменять дорогостоящие препараты пустышкой и пациентов делить не только по принципу, кто больше нуждается в помощи, но и по платежеспособности. Врач утратил беспристрастность и начал отдавать предпочтение и лекарства, предназначенные для одних больным, другим. А тем, кому вместо жизненно необходимого лекарства медсестры, по указанию врача, вливали обычный физраствор, приходилось терпеть адские муки. Их воочию наблюдала другая пациентка Тюкалова — его соседка, которая тоже лечилось у него по знакомству.
Лекарства, расходом и назначением которых ведал Тюкалов, — это противоопухолевые иммуномодуляторы. Небольшая ампула в 25 мл стоит в аптеках почти 200 тысяч рублей. Другой медикамент — 100 с лишним тысяч. Соблазн взять их в больнице бесплатно, создав излишки путем подмены, а потом продать на стороне — велик.
Медик нарушил одну из главных заповедей клятвы Гиппократа — не навреди. И прекрасно понимая, насколько важны препараты для пациентов, по сути примерил на себя роль почти Бога, сам решая, у кого будет шанс на излечение, а у кого — нет.