Российские войска освободили село Урожайное в ДНР, сообщили сегодня в Минобороны. Сейчас там ведется зачистка и разминирование. За неделю Урожайное стало пятым освобожденным населенным пунктом в Донбассе. Вести успешное наступление штурмовым группам помогают беспилотники. Их модернизацией и ремонтом занимаются специальные мастерские, расположенные в непосредственной близости от передовой.
Среди основных участков фронта, где западная группировка российских имеет успехи, район Стельмаховки и Артёмовки. Здесь военные выбили подразделения ВСУ с западного берега реки Жеребец и закрепились на окраинах этих сел. Круглые сутки на этот результат работают операторы беспилотников четвертой танковой дивизии.
В нескольких минутах до цели «птичка» бойца с позывным Оркестр. Спокойный заход и уверенное попадание по опорнику ВСУ. Мотивация у этого липецкого парня запредельная — каждым своим вылетом он мстит за боевого товарища с позывным Чёрный.
Позывной Оркестр: «Мы с ним с самого начала, мы с ним земляки. Так случилось, что он погиб на боевой задаче, накрыл миномет. Они забрали у нас одного, мы заберем у них тысячу».
Оркестр в роли оператора всего два месяца, но за это время он уже успел набить несколько десятков целей, в их числе есть даже минометные позиции. Приходилось ему и в режиме реального времени поддерживать атаки штурмовиков.
Позывной Оркестр: «Ребята проходят, которые после штурмов, и благодарят. Говорят, что как только мы зажужжали, естественно, враг сразу присел, и у них появился шанс двинуться дальше».
Между вылетами короткий перекур, пока наблюдательные птицы поменяются для смены аккумуляторов, а пока боец с позывным Святой снаряжает к вылету очередной дрон. Военные используют целый арсенал, в том числе самодельных боеприпасов.
Военный с позывным Святой: «Данный боеприпас — шланг от УРа или в простонародье Змей Горыныча, который разминирует минные поля. Мы намазываем на боеприпас поражайку, то есть это самодельные металлические пластины, чтобы осколков было больше».
Лимитов на беспилотники в подразделении нет: как только появляется цель, дежурный расчет атакует, в сутки военные могут запустить и до 30 ударных «птиц». Каждую операцию контролирует лично командир беспилотной службы полка — легендарный боец с позывным Омут.
По словам Омута, не так давно на это направление ВСУ перебросили третью штурмовую бригаду. Ее специалисты по дронам считаются в стане врага одними из лучших, но даже посоревноваться с ними оказалось не так интересно.
Позывной Омут: «Я ответственно заявляю, противник не дотягивает до нас, даже рядом не стоит. И в преодолении нестандартных частот, в преодолении РЭБа противника. Те модернизированные дроны, которые мы используем, в 90% РЭБ противника преодолевают, они не могут с ним справиться».
Это преимущество куется инженерами подразделения. Работа с новыми частотами открывает перед пилотами целый ряд возможностей — бить не только по переднему краю, но и залетать в глубокие тылы.
Полевая мастерская находится всего в паре километров от передовой, близость к точкам запуска позволяет бойцам делать мелкий ремонт птиц и на месте менять им прошивки, а значит, быстрее реагировать на изменения радиообстановки противника.
В тылу группировки находится научный центр бойцов Омута. Среди разработок команды инженеров — собственные сервоприводы, антенны для более устойчивой связи с «птицами», которые берут частоты, до сих пор не доступные противнику. Но, конечно, это больше не производственная площадка, а крупный центр модернизации беспилотников.
Позывной Док, техник подразделения: «Мы можем изготавливать все, кроме моторов, полетных контроллеров, драйверов моторов, камер, но в тоже время мы можем отпаять
В лаборатории военные анализируют трофеи, бесполезных нет, все полезно для дела. Маленькие сбитые «птички» они разбирают на комплектующие и используют для ремонта и сборки своих беспилотников. Работают и с более технологичными экземплярами. До винтика уже изучили наблюдательную «Фурию» и две
Здесь же обкатывают новичков на тренажерах, случайных бойцов в подразделении нет, все должны иметь базовые знания в технике и летном деле, а главное — быть с железными нервами, чтобы перед жирной целью вроде танка не спасовать и ударить точно.