Байкало-Амурская магистраль, которая до их пор сотрясает горы Сибири и Дальнего Востока, заряд для которой закладывали в далеком 1974 году, стала стройкой века. Именно тогда Брежнев назвал ее всенародной.
Стройка станет всесоюзной, ударной, комсомольской: 3145 километров стального пути, 24 километра туннелей, 3700 мостов и труб — все это БАМ. Все это и не только, ведь с тем, что было построено раньше, БАМ еще длиннее — 4324 километра от Тайшета в Иркутской области до Советской Гавани в Хабаровском крае. Это больше, чем ширина целого континента — Австралии, и чуть меньше, чем путь по прямой через весь Китай от Памира до Шанхая.
В 1932 году вышло первое постановление о строительстве
Сергей Сигачёв, историк железных дорог, член Русского географического общества: «В
Сергей Сигачёв — историк железных дорог, член Русского географического общества. Путешествуя по БАМу, он рассказал, как здесь проводили разведку. Сначала брали в проводники эвенков охотников, потом поняли, что без самолетов не обойтись.
Сергей Сигачёв: «Можно сказать, что БАМ — пионер аэрофотосъемки, аэроразведки трассы. Но первые шаги, собственно, самые сложные. Тогда изыскатели сталкивались с тем, что снимки смазанные, камеру приходилось держать. Самолет не был приспособлен».
Александр Богданов, руководитель проекта: «Здесь была просто монолитная сопка. Когда первостроители БАМа сюда заходили, они, соответственно, эту сопку срезали. Конечно, сейчас полегче. И техника другая».
Особенно важно, что уже проложен путь, по которому можно доставить все, что требуется. На участке построенного в советское время БАМа, где всего один путь, составы перемещались по очереди. То есть один поезд ждет на станции, пока не проедет другой, который движется навстречу, потом уже пропускают его и так далее. Чтобы этого не происходило, строят
Камни добывают здесь же, причем нужны обязательно только крупные. Принцип такой: крупные камни оставляют щели, теплый воздух проходит сквозняком и не нагревает землю. Почему нельзя перегревать БАМ, это поняли еще первопроходцы.
Сергей Сигачёв: «Главная сложность заключалось в том, что, проложив путь, который кажется прочным, пока вечная мерзлота замерзшая, в
Если к перепадам температуры адаптироваться еще можно, как справиться с падением экономики? В конце
Знаменитый
Егор Гайдар называл БАМ проектом экономически абсолютно бессмысленным. Наверное, бывший министр экономики и представить себе не мог, что однажды по этим рельсам хлынут товары из Китая, а в самом Китае взлетит спрос на российские ресурсы. Уголь — черное золото БАМа, основной груз, который перевозят по магистрали. Кроме угля, как любят говорить геологи, в этой земле лежит вся таблица Менделеева. Единственного, чего не хватало, чтобы добывать эти залежи, так это БАМа, доведенного до ума.
Все выпуски программы «Центральное телевидение».