«Илья и Эмилия Кабаковы. Памятник исчезнувшей цивилизации» так называется выставка известных художников-концептуалистов , которая отрылась в Главном штабе Эрмитажа. В историю мастера вошли как создатели нового жанра тотальной инсталляции. Именно такой и является самая масштабная в их творчестве экспозиция, которой уже четверть века.
Парк с цветами, скамейками, деревьями, а под ним — таинственный подземный
Марина Шульц, заведующая отделом современного искусства Государственного Эрмитажа: «Так как инсталляция настолько огромная, она даже не поместилась в один зал и заняла еще два зала по соседству, то выставить ее раньше у нас не было возможности. И вот момент настал: инсталляция была распакована и тщательно отреставрирована».
Подземный город должен был вмещать повторения самых известных тотальных инсталляций Кабаковых и разделяться на семь районов. Центральный — идеологический и пропагандистский, а самый густонаселенный — коммунальный.
Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Через советский быт, через советскую утопию, через образ маленького человека они рассказывают о людях, о мечте жить вместе, о заботах каждого человека».
Вымышленным персонажам тесно в маленьких комнатках и узких коридорах и они отчаянно пытаются найти выход. Один из героев сконструировал себе крылья, другой — взял и катапультировался в космос.
Проект неосуществленного города, вероятно, вызовет бурю эмоций. Наполненный тотальными инсталляциями подземный мегаполис, скорее всего, так и останется утопией. Но весь необходимый для реализации материал Эрмитаж надежно сохранит.