Этим летом больше половины россиян решили отправиться в отпуск по стране. Многие планируют поехать к морю и в горы на машинах. Среди основных преимуществ автовладельцы назвали свободу передвижения, комфорт и экономию средств. Ожидается, что в ближайшие годы число таких туристов увеличится в несколько раз. Для этого в регионах развивают дорожную инфраструктуру и сервис в формате многофункциональных зон.
Автотуризм в России набирает обороты. За последние пять лет количество компаний, сдающих в аренду автодома, выросло в три с лишним раза, их уже около сотни. Только в июле заявлены пять крупных фестивалей для автопутешественников. География — от республики Марий Эл до Татарстана, от Калужской области до Архангельска. Конечно, большинство привыкло добираться самолетом, поездом, в крайнем случае теплоходом. Конечно, сами автопутешественники считают, что при этом люди теряют добрую половину положительных эмоций.
Сергей Лобарев, президент общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга: «Автомобильный туризм — самый эмоциональный, экономичный. Это свобода выбора маршрута. Поеду куда хочу, включил замок зажигания и поехал по трассе. Конечно, многие даже недопонимают, что в России столько много интереснейших мест, где можно просто каждую неделю выезжать и путешествовать. Это вопрос патриотизма и многие другие вопросы».
Если речь идет о патриотизме, то государство должно найти способ простимулировать развитие автотуризма. Концепцию его развития подписал председатель правительства Михаил Мишустин еще в мае. План до 2035 года, основные его цели — создание комфортных и безопасных условий для путешествий по автодорогам, повышение качества услуг дорожного сервиса и доступность туристических объектов.
Сергей — путешественник со стажем. Он забирался на автомобиле в такие края, куда не каждый
Такие зоны отдыха расположены вдоль платных трасс. С одной стороны, все логично: хочешь ехать с комфортом — плати, не хочешь — выбирай маршрут объезда. Но надо понимать, что автопутешествие в России подчас — это не вид отдыха, а единственная возможность сэкономить на маршруте. А тут какая экономия, если маршрут Москва — Краснодар только за проезд обойдется почти в 5000 рублей плюс расходы на бензин. Депутат Госдумы Надежда Школкина предложила сделать такой проезд бесплатным для многодетных семей.
Сергей Лысенко, автопутешественник: «Я думаю, что это шикарная идея, потому что в этих семьях даже копеечка в качестве экономии идет на продление и улучшение их путешествия. Есть опыт китайского производителя. Год назад они сделали проезд для одной марки бесплатный. И это был шикарный опыт. Владельцы этих китайских машин реально поехали туда, потому что в обе стороны, например, поездка на юг — это 10 тысяч рублей сейчас».
Впрочем, пока эта идея дальнейшего развития не получила, а депутаты ушли в запланированный отпуск. Может, они за это время лучше познакомятся с особенностями российского автотуризма, тем более что задача, поставленная правительством, вполне конкретная. Россия — страна настолько большая и разнообразная, что на всю жизнь хватит путешествий, даже если ни разу не повторяться.