Одна из крупнейших стран Африканского континента погружается в хаос. По городам Кении прокатилась волна беспорядков и погромов. В столице митингующие разгромили здание парламента и подожгли горадминистрацию. Есть погибшие, раненых сотни. Президент ввел в стране чрезвычайное положение. Улицы патрулируют войска. Причиной народных волнений стала попытка властей резко поднять налоги, причем на самые чувствительные товары. Люди взбунтовались. Власти вроде как пошли на попятную, но бюджет страны трещит по швам. В итоге он с боями прошел только второе чтение, а теперь депутаты вынуждены взять паузу.
Преодолев баррикады, протестующие забрасывают здание парламента камнями и поджигают машины. Некоторым удается обезоружить полицейских. Судя по кадрам, снятым в топе, один из погромщиков держит в руках щит и дубинку. Подразделениям полиции внутри парламента поначалу не помогают ни резиновые пули, ни слезоточивый газ. Дымовые шашки, выпущенные в сторону демонстрантов, митингующие бросали обратно.
Оказавшись внутри, протестующие устроили погром в кабинетах и залах для заседаний. В это время уже ситуацию под контроль пытались взять военные. В столицу Кении прибывают дополнительные отряды силовиков. Судя по кадрам, в ход идут уже не резиновые пули.
По информации местных СМИ, во время столкновений погибли по меньшей мере 10 человек, 50 получили ранения. О пострадавших среди правоохранителей не сообщается. Больше 200 протестующих задержаны.
Янг Дон, протестующий: «Они должны прислушаться к нам. Мы протестуем мирно, но нам отвечают слезоточивым газом, а мы всего лишь просим и хотим быть услышанными. Послушайте нас, нам тяжело. Мы кричим от беспомощности».
Протесты в Кении начались еще в середине июня после того, как власти объявили, что хотят повысить налоги на ряд товаров и услуг. В частности, говорили о повышении налога на хлеб, использование мобильных и финансовых услуг. Поднять налоги хотели на операции с иностранной валютой, автотранспорт, планировали также увеличить акцизы на растительное масло.
Нима Бахати, протестующая: «Они покупают машины, они делают богаче только себя. В то же время большинство кенийцев погрязли в бедности. У людей нет возможности получить образование, нет доступа к медицине».
Реджинальд Кадзуту, экономист лондонского Университета Оксфорд Брукс: «Думаю, неуверенность людей идет от общей финансовой ситуации в Кении. Вы не можете строить долгосрочные планы. И не только при президенте Руто так. Раньше власти тоже предлагали поднять налоги, потому что проблемы в экономике нарастали. Повышали, например, налог на топливо на 25%. Но это только привело к росту цен на все остальное. Транспортные расходы растут, электричество дорожает, еда дорожает, потому что доставить ее до магазинов становится дороже».
Сейчас Кения находится в верхней части списка африканских стран по росту ВВП. В последние годы экономика Кении значительно прибавила. Власти опасаются, что протесты могут нанести вред финансовым показателям. Президент Кении говорит, что готов к диалогу с лидерами протеста.
Уильям Руто, президент Кении: «Мы должны исключить преступность из принципов демократического самовыражения и отделить преступников от людей, которые пользуются правом свободного выражения мнений. Я продолжу руководить правительством, которое полностью привержено сохранению целостности нашего государства, способствуя единству нашей нации и укрепляя мир и безопасность наших граждан и условий их жизни».
Протесты в Кении сейчас обсуждают по всему миру. Президента призывают к урегулированию и предлагают помощь. Интересными на этом фоне выглядят заявления американцев. Представители США назвали Кению главным союзником вне блока НАТО.
Мэттью Миллер, глава
Впрочем, для дальнейшего роста Кении еще нужно погасить государственный долг и сократить дефицит бюджета. Именно повышение налогов, по расчетам властей, принесет в бюджет 2 миллиарда 700 миллионов долларов и поможет стабилизировать финансовое положение.