Шесть домов и вокзал в микрорайоне Фарфоровский пост, которые стоят на пути ВСМ Петербург Москва, признаны историческими объектами культурного наследия. Сейчас в городе начинается дискуссия о том, как сохранить эти жилые здания, но в то же время построить скоростную железную дорогу.
Ранее РЖД настаивало: это не памятники архитектуры, сохранять их не нужно. Архивные изыскания привели экспертов к плану 1915 года, на котором присутствую те самые дома.
Экспертиза показала ценность не только зданий, но и самой местности. Фарфоровский пост появился благодаря Николаевской железной дороге. Жилые дома построили для ее работников. Кроме этого квартал завершал Большую Сортировочную станцию, а постом Фарфоровский стал
Владимир Трушковский, эксперт по проведению государственной
Владимир Трушковский согласен, что наследие можно спасти, осторожно передвинув четыре дома целиком вглубь квартала.
Тем временем муниципалов сегодня больше беспокоит неопределенность по поводу жителей. Три из четырех домов, попадающих под возможный перенос, жилые. Обращения в Смольный на тему переселения собственников либо выплаты им компенсации пока без ответа.
Павел Швец, глава муниципального округа №72: «Город очень опасается инициировать подобные совещания, потому что все решения принимаются на федеральном уровне и жители сейчас ждут распоряжение „Росжилдора“ об изъятии недвижимости в собственность государства. И после последних событий непонятно: будут изымать квартиры в этих исторических домах или им предложат здесь остаться».
Жителей Фарфоровского поста новость о его включении в реестр объектов культурного наследия не воодушевила. Как и возможность переноса домов. На встречу с журналистами пришел только один человек.
Ольга Конышева, житель дома по адресу Фарфоровский пост, дом №40: «Никто особо не верит в то, что произойдет это передвижение. Быстрее люди верят, что эти дома будут снесены и, грубо говоря, перестроены».
Хотя опыт такой у Петербурга есть. В прошлом году на набережной Черной речки переставили Императорский воспитательный дом 1913 года. На изыскательские работы ушло чуть менее двух лет, на само передвижение — 16 часов.
Историческое здание переставили, чтобы освободить место под современный жилой комплекс. Работать пришлось с чистого листа. Ни одно из ранее наработанных мировых решений не подошло. Так что не факт, что примененные на Черной речке технологии подойдут для переноса зданий на Фарфоровском посту.
Таким образом, понятно, что у города фактически нет времени для передвижения четырех домов на Фарфоровском посту. Ведь первые поезда по ВСМ должны промчаться в 2028 году.