Поездка Владимира Путина во Вьетнам и КНДР не дает покоя западной прессе.
Азиатскую поездку Путина интерпретировать западной прессе непросто. С одной стороны, есть тезис, что встреча Путина и Ким Чен Ына — это саммит изолированных, а с другой — есть визит во Вьетнам. А Вьетнам имеет договоры о стратегическим сотрудничестве и с Россией, и с США, и с Китаем, и с Индией, и с Южной Кореей.
Западная пресса сейчас гадает, что конкретно было на столе во время переговоров Путина и Кима, о чем они конкретно договорились и в каких объемах. СМИ публикуют статьи с анализом, чего ждать и какой ответ должен быть со стороны Запада и союзников США, причем часть заголовков в европейских изданиях — вполне прогнозируемы.
При этом выдвигается тезис, что вся эта история может явно не понравиться Китаю, который считал себя главным покровителем Северной Кореи. И теперь уже южнокорейские газеты запестрели опасениями по поводу сотрудничества стран и просьбами к Пекину вмешаться в ситуацию. Китайцы ответили Южной Корее и через МИД, и через свое англоязычное издание Global Times: «Северная Корея и Россия, как дружественные и близкие соседи, имеют законную потребность в обменах, сотрудничестве и развитии отношений».
А в офисе президента Южной Кореи сообщили, что Сеул может пересмотреть отказ отправлять вооружение Украине и ввести дополнительные санкции против российского флота.
Лим Су Сок, официальный представитель МИД Республики Корея: «Выражаем сожаление
Чан Хо Чжин, директор национальной безопасности Южной Кореи: «Правительство подчеркивает, что любые действия, которые прямо или косвенно помогают Северной Корее наращивать свою военную мощь, являются нарушением резолюции Совета Безопасности ООН и будут подвергнуты санкциям со стороны международного сообщества, особенно в отношении России».
По мнению аналитиков, Сеул не смог найти баланс с Россией и остановить сближение Москвы и Пхеньяна.
Но если визит в Северную Корею западная пресса отыграла ожидаемо, то поездка во Вьетнам осложнила эту интерпретацию. Это единственная страна в мире, которую за последние десять месяцев с государственными широкими визитами посетили и Байден, и Си Цзиньпин, и Путин.
На Западе визиты Путина рассматривают не иначе как угрозу сложившемуся миропорядку. Как пишет The Wall Street Journal, Россия и другие страны «отложили в сторону исторические разногласия, чтобы коллективно противостоять тому, что они рассматривают как международную систему с доминированием США».
The Washington Post отмечает, что соглашение по безопасности и взаимопомощи, подписанное с Пхеньяном, — это «четкий ответ президенту Байдену и президенту Украины Владимиру Зеленскому всего через шесть дней после того, как они подписали
Особенно Запад волнуют масштабы соглашения Москвы и Пхеньяна: что Россия готова предложить КНДР, какие технологии, а также распространяется ли соглашение о взаимопомощи, в случае нападения на одну из стран, на ядерные силы. Именно эти вопросы вызывают наибольшее беспокойство на Западе.
Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Когда авторитарные силы, такие как Россия, Северная Корея, Иран, Китай, все больше объединяются, тогда еще более важно, чтобы мы были едины как страны, верящие в свободу и демократию. Самым важным ответом должно стать укрепление НАТО и наше еще большее сплочение для защиты свободы и демократии. К нему надо привлекать и те страны, которые не являются членами блока, но разделяют наши ценности, в частности, Японию, Южную Корею, Новую Зеландию, Австралию».
Что касается визита Путина во Вьетнам, то многие отмечают, что Москва и Ханой укрепляют свои отношения несмотря на все более тесные связи Вьетнама и США. А это может говорить о желании Вьетнама вести относительно независимую от Вашингтона внешнюю политику. Разумеется, Соединенным Штатам это не нравится.
«Ни одна страна не должна предоставлять Путину платформу. Если он сможет свободно путешествовать, это может привести к нормализации вопиющих нарушений Россией международного права», — цитирует агентство Reuters
Агентство Bloomberg отмечает, что несмотря на определенный риск рассориться с Вашингтоном, на который пошел Ханой, пригласив российского лидера, этот риск оправдан, так как крепкие связи с Россией для Вьетнама не только исторически оправданы, но и просто необходимы стране для балансирования между США и Китаем.