На Дальнем Востоке активно идет строительство первого участка газопровода «Белогорск Хабаровск», который соединит действующие магистрали «Сила Сибири» и «Сахалин Хабаровск Владивосток». Это обеспечит дополнительную надежность при поставках голубого топлива и откроет новые возможности для газификации регионов Сибири и Дальнего Востока.
Труба укладывается в так называемый магазин, дальше в порядке очереди она попадает на станок, на котором обтачивается один из ее торцов. С противоположной стороны станка проходит такая же операция. Кромки готовят сразу на двух трубах, а после их соединяют сваркой.
Дальше плеть (так называют сваренные секции) на машине отправляют для укладки в траншею. Такой подход позволяет экономить время сварщиков, которые уже ждут на месте, по маршруту газопровода. Только на одной площадке за смену могут подготовить десять двухтрубных секций, а это уже 240 метров для строящегося газопровода.
Строительство ведет «Газпром». Перемычка «Белогорск — Хабаровск» соединит действующие магистрали «Сила Сибири» и «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». Трасса протяженностью 828 километров пройдет через три региона — Амурскую область, Еврейскую автономную область и Хабаровский край. Работы разделены на два направления, бригады идут навстречу друг другу от Благовещенска и Хабаровска. Управляет строительством «Газпром инвест».
Олег Волончук, заместитель директора по организации строительства площадочных объектов Якутии филиала «Газпром инвест» «Томск»: «На данном этапе у нас задействованы более двух тысяч человеческих ресурсов и 300 единиц техники. В полное развитие, в пик у нас предполагается 10 тысяч человек и более 3500 единиц техники».
По ходу строительства трубопровода возводят и жилые городки. Например, в Еврейской автономной области вырос поселок на 722 человека с вагончиками, столовой, прачечными, банями. Параллельно идет переброска техники в Хабаровский край, где возведут еще один рабочий городок уже на 833 места.
Андрей Цыплаков, руководитель проекта по строительству МГ «Белогорск — Хабаровск» АО «Ленгазспецстрой»: «Все фонды являются мобильными, быстроразборными, быстросборными. Ориентировочная мощность городка рассчитывается примерно на 100 километров газопровода, через каждые 100 километров, через каждый промежуток ставится такой вот городок».
Сильные весенние паводки, которые являются особенностью Дальнего Востока, сочетаются с труднодоступностью стройплощадок. Добраться до них практически невозможно без подготовительных работ. Чтобы решить транспортный вопрос, в непроходимых лесах строят дороги.
Дмитрий Молчанов, заместитель директора проекта, филиал «Томск» АО «Газстройпром»: «Все участки с лесным насаждениями, где идет вырубка леса, потом подлежат компенсационным мероприятиями, будут выполнены работы по лесовосстановлению».
Всего по маршруту газопровода проложат более 60 переходов через водные преграды. На пути встретится шесть крупных рек, самая западная из которых — Зея, самая восточная — Амур.
Чтобы не навредить водной экосистеме, строители тщательно подбирают технологии. При переходе через крупные реки трубы укладывают в траншею на дне. Это позволит, например, скрыть вибрацию при прохождении по магистрали голубого топлива. Рыба даже не почувствует соседства с трубой. Самым сложным среди водных участков строители газопровода называют реку Амур.
Артур Цынк, начальник управления организации строительства объектов г. Благовещенска филиала «Газпром инвест» «Томск»: «Протяженность по зеркалу воды — порядка 3200 метров, но сам дюкер под него будет около пяти километров выкладываться. А вообще весь участок перехода будет составлять коло 32 километров с учетом всех проток, от камеры запуска до камеры приема».
Возведение газопровода «Белогорск — Хабаровск» — лишь первый этап большой стройки. Создание восточной системы газоснабжения предусматривает развитие мощностей и их дальнейшее объединение с инфраструктурой в западной части России. Это обеспечит дополнительную надежность при поставках голубого топлива и откроет новые возможности газификации Сибири и Дальнего Востока.