Нынешние выборы в Европарламент хоть и сохранили место для Урсулы фон дер Ляйен, но уже повлияли на ситуацию в отдельных странах. Кабинет министров Бельгии подал в отставку вместе со своим премьером Де Кроо. Его партия потерпела сокрушительное поражение, что фактически стало вотумом недоверия. Закачалось и кресло под президентом Франции.
«Эммануэль Макрон ждал поражения, но получил унижение», — это мнение газеты Le Figaro. Партия «Национальное объединение» набрала в два раза больше голосов, чем партия Макрона. Такой проигрыш — исторический антирекорд для правящей партии.
«Национальное объединение» — это правая партия Марин ле Пен. Во главе ее партийного списка — молодой политик Бардела. Он выполнил обещание разгромить Макрона. Основной посыл его партии касался контроля иммиграции, а не Украины и России.
Макрон заявил о роспуске Нацсобрания, назвав это решение «серьезным и трудным». В нижней палате парламента позиции Макрона и так были плохи. Его центристская партия потеряла парламентское большинство в 2022 году. С тех пор Макрон проталкивает свои идеи, используя спорный конституционный инструмент — статью 49.3, которая позволяет избежать голосования в парламенте. Так было с его пенсионной реформой, в знак несогласия с которой Париж полыхал несколько месяцев. Но Макрон силой продавил непопулярный закон. А теперь, когда партия его противников так укрепилась в Брюсселе, он чувствует еще большую угрозу от них в Париже. Дело может дойти до вотума недоверия ему от Национального собрания и краха правительства.
Однако шаг Макрона французы называют огромной авантюрой: он ее задумал, чтобы показать, что правые на самом деле не так уж и популярны. Но если он ошибается и то, что произошло на выборах в Европарламент, повторится и на выборах у него дома, может превратить конец его правления в настоящий ад.
Марин Ле Пен, председатель партии «Национальное объединение» в Национальном собрании Франции: «После выборов в законодательные органы 2022 года, на которых наша партия стала главным парламентским оппонентом, эти европейские выборы подтверждают, что наше движение является главной силой перемен во Франции. Мы готовы применить власть, если французский народ окажет нам доверие на грядущих выборах. Мы готовы перевернуть страну, готовы защитить интересы французов, положить конец массовой иммиграции, сделать покупательную способность французов приоритетом».
Макрон выступил патетически и спросил французских избирателей: вы действительно хотите, чтобы вами правили крайне правые? Возможно, он получит не тот ответ, на который рассчитывает, ведь судя по акциям протеста и забастовкам, сотрясающим его страну, популярности у Макрона и его партии с 2022 года не прибавилось.
Возможно, партия Ле Пен наберет еще больше депутатов, чем сейчас, но все равно не большинство — в этом случае гарантирован еще больший бардак и еще меньшая эффективность работы до конца срока Макрона. А если ее результат будет очень хорошим, и, например, Жордану Бардела предложат пост
Так что мало кто понимает логику Макрона и его спешку. Внеочередные выборы пройдут через 20 дней. За это время никто не успеет так быстро организовать и провести предвыборную кампанию, многие политики, как сообщает французское телевидение, не будут даже начинать. В общем, Франция удивлена. Многие крутят пальцем у виска.