Пошел вал заявлений с требованиями выбрать между Россией и Западом. На Балканах, в Центральной Азии, на Кавказе приезжающие из стран НАТО даже не скрывают, что им необходимо заместить российские поставки ресурсов. Но взамен они не предлагают развития, а требуют еще и лояльности. Очень показательно, что лично Макрон убедил Трюдо не включать российский титан в санкции в интересах корпорации Airbus. Он будет искать новые рынки после провала в Африке еще активнее и жестче.
Хороводы с флагами ЕС, США и Грузии у здания парламента в Тбилиси — как обряд протеста против по закона об иноагентах. Но, в отличие от неудачной попытки властей провести этот закон в прошлом году, на этот раз уличные ритуалы не помогли.
Шалва Папуашвили, спикер парламента Грузии: «Восемьдесят четыре — „за“, четыре — „против“. Закон принят».
Аплодисменты — в зале, осуждение — на улице. Акции протеста, переходящие в беспорядки, шли все те недели, пока закон рассматривали. Но теперь его окончательно приняли, преодолев президентское вето.
Ираклий Кобахидзе,
Противники закона считают его антиевропейским и настойчиво называют — российским. «Филиал Кремля» — написали пикетчики на стене парламента. Закон — русский, говорит пытавшийся его оспорить представитель президента. Это и лозунг, и аргумент — других в день голосования не нашлось.
Истинный предмет спора всем его участникам понятен и без конкретных доводов — это вопрос совсем не дружбы Тбилиси с Москвой, как утверждают критики правительства, а участия или неучастия Грузии в активной борьбе против России. А ставший предметом ожесточенных дискуссий закон, аналоги которого есть в США и многих других странах, требует финансовой отчетности от НКО, которые, как считают в правящей партии, есть главный инструмент внешнего влияния.
Ираклий Кобахидзе: «Я понимаю возмущение сил, которые планировали воспользоваться непрозрачностью, организовать революцию в Грузии, открыть второй фронт и украинизировать Грузию. Глобальная партия войны пыталась использовать тему Евросоюза для беспорядков в Грузии и смены власти. Такой же шантаж и привел Украину к сегодняшнему дню».
Грузинского майдана, заявляют власти, они не допустят. Имена тех, кто в нем заинтересован, не называют, но это явно те же, кто и требовал от Грузии отправить солдат воевать на стороне Украины. О таких просьбах, как сообщает ТАСС, на этой неделе рассказал спикер грузинского парламента, тоже умолчав, о ком именно идет речь.
Но те, кого имеют в виду, как раз не молчат, а громко осуждают Тбилиси. В Вашингтоне грозят санкциями, в Брюсселе ставят вопрос о лишении Грузии статуса страны — кандидата в ЕС. Выступил даже генсек НАТО. И хотя Столтенберг сформулировал аккуратно, заявив, что союзники озабочены неправильным направлением, выбранным Тбилиси, красноречивее оказалось неучастие — впервые за последние годы — военных из США в параде по случаю Дня независимости Грузии.
На глазах теряя Тбилиси, в котором заявляют, что готовы к пересмотру отношений с США, Вашингтон наращивает активность везде, где, по его мнению, хотят избавиться от влияния России. США отправляют своих специалистов уже не только на Украину и в Молдову, но и в Армению, в которой действительно последнее время явно взяли курс по направлению от Москвы и заявили о желании вступить в ЕС. В Брюсселе явно «за», хотя именно сейчас в Ереване на улицах тоже неспокойно, но, в отличие от грузинских волнений, ЕС этим не интересуется.
Здание кабинета министров вновь взято под усиленный контроль полиции. Протестующие снова требуют отставки правительства. Но так было уже не раз, начиная с осени 2020 года и неудачного для Еревана исхода столкновения в Нагорном Карабахе. После череды военных поражений на карабахском фронте правительство Пашиняна признало Азербайджан в границах 1991 года, по сути добровольно отказавшись от спорных территорий. Всякий новый шаг на пути завершения этого признания вызывает волну протестов. На этот раз поводом стали планы делимитации
Под хит We Will Rock You на площадях сейчас зажигает Баграт Галстанян, архиепископ Тавушской области, той, которая подлежит разделу после делимитации границ. Он возглавил марш на Ереван, и, похоже, стремительно набирает популярность среди протестующих и в столице, и по всей стране. Он в любой обстановке держится как
Баграт Галстанян, архиепископ Армянской апостольской церкви: «Я обращаюсь к Николу Пашиняну. С этой минуты у нас есть тема для разговора. Мы пришли поговорить о вашем мирном уходе».
Брюссель и Вашингтон, которых нынешняя власть в Армении устраивает, молчаливо ее поддерживают, ведь она сделала нужный разворот от Москвы, когда стало понятно, что конфликт с Азербайджаном имеет перспективы завершения, а Россия, выступавшая гарантом безопасности в Карабахе, Армении в этом качестве больше не нужна.
Поддерживают в Европе и США и молдавские власти, несмотря на то, что у них есть проблемы и с политическими оппонентами — недавно в аэропорту задерживали очередного оппозиционера, лидера движения «Шанс» Алексея Лунгу, и с территориальной целостностью — самопровозглашенное Приднестровье. Ее готовы принять любой и, как недавно заявил посол Евросоюза, даже по частям.
Жан Мишель Верноше, журналист, политолог: «Молдова полностью попала под контроль и влияние ЕС, США и НАТО. А молдаване могут стать жертвой собственной политической элиты, которая, похоже, не в состоянии прагматично оценить ни свою роль как просто еще одного инструмента против России, такого же как Украина, ни последствий».
На Западе Молдову в последнее время опекают неусыпно. В начале недели в Кишинёв приехал госсекретарь США Блинкен, ради которого закрыли и небо, временно ставшее бесполетным, и землю — обычных граждан в центр города не пускали. Скромный пикет антивоенных активистов пытался выступить на окраине, но их задержали и там.
А в конце недели в Кишинёв приехал министр обороны Германии Писториус. Тоже не с пустыми руками — несколькими коробками принадлежностей для военных санитаров. Этот дар щедрым не назовешь, но Берлин обещает профинансировать закупку партии бронетранспортеров для молдавской армии. В ответ, ожидая, что на фоне «российской угрозы» Молдова и сама вложится в свою оборону. На вопрос журналиста, откуда в тощем бюджете страны найдутся эти деньги, немецкий министр ответил, что за экономику он не отвечает.
Все выпуски программы «Итоги недели».