По некоторым подсчетам, уехавших в Россию украинцев уже несколько миллионов. Они на собственном опыте убеждаются, что относятся к ним тут лучше, чем в родных краях.
Семья Онищенко — четверо детей, мама и папа — переехали в Москву из Харькова два года назад. Хотя сами они называют это возвращением на родину. На Украине Павел занимался общественной деятельностью: боролся с коррупцией, проводил экологические акции, вел свой блог. Чтобы сохранить уникальный лес в пять тысяч гектаров, даже построил на опушке народное поселение — Слабожанскую сечь. Но вот киевскому режиму, кажется, такая народная сознательность не понравилась.
Павел Онищенко: «Они окружили это село, нас задержали и написали версию, что я знал, что это сотрудники и я хотел их убить. На них ни на ком ни царапины. И они написали, что я убийца и хотел их убить. И вот я сидел в тюрьме за покушение на убийство сотрудников СБУ».
Начало специальной военной операции Павел встретил в Харьковском СИЗО. Вскоре его выпустили. Понимая, что его могут снова задержать, Павел вместе с семьей через два дня уехал в Европу. Были в Польше, Германии, Англии, но в конце концов поняли: хотят жить в России. Теперь они живут в Москве.
Марина Онищенко, журналист: «Более комфортного, более красивого, чистого, светлого, уютного города я еще не встречала».
Единственное, о чем Павел и Марина жалеют за эти два года, — что не переехали в Россию раньше.
Павел Онищенко: «Российская Федерация к гражданам Украины относится лучше, чем украинское государство к гражданам Украины».
Владимир Николаевич — поэт и издатель православных книг. Он родился и вырос недалеко от Львова.
Владимир Карагодин: «Угрозы были, храмы захватывали, священников православных избивали постоянно, еще до операции это была система».
Жить в такой атмосфере Владимир Николаевич не хотел и переехал в Россию. Теперь тут издает книги, печатает православные календари, пишет рассказы и стихи.
По разным оценкам, в Россию после начала СВО переехали около трех миллионов украинцев, сколько человек уехали после госпереворота 2014 года, подсчитать невозможно. У каждого из них своя история, уникальная, но с одной общей чертой — Россия для них стала новым домом.