Руководители западных компаний меняют планы по уходу из России активы надо продавать со скидкой, а потребительская активность в России на подъеме.
Западные компании, в том числе Avon Products, Air Liquide и Reckitt, остались в России, несмотря на заявления о том, что планируют уйти после начала конфликта на Украине, поскольку бюрократические препятствия растут, а потребительская активность восстанавливается — пишет Financial Times.
«Многие европейские компании оказались между молотом и наковальней», — сказал один из руководителей, работающий с западными компаниями в России. «Они сказали, что уйдут. Им был предоставлен неприемлемый выбор покупателей».
По данным Киевской школы экономики, после 2022 года в России осталось более 2100 транснациональных корпораций. При этом примерно 1600 международных компанияй ушли с рынка либо свернули свою деятельность.
Как отмечает газета, в 2022 году множество компаний пообещали сократить свое присутствие в России, поскольку Запад стремился лишить экономику страны иностранной валюты.
Но Москва постепенно повысила стоимость корпоративного ухода, введя обязательную
В сентябре 2022 года Air Liquide объявила, что подписала меморандум о взаимопонимании по продаже своего российского бизнеса команде местных менеджеров. Однако сделка так и не получила одобрения правительства России, оставив компанию в подвешенном состоянии.
Причем некоторые компании больше не чувствуют себя обязанными покинуть страну. Avon начала процесс продаж своего российского бизнеса и получила предложения, но решила их не принимать.
«Более 135 лет Avon поддерживает женщин, где бы они ни находились, независимо от этнической принадлежности, национальности, возраста или религии», — заявили в компании.
Хотя в апреле 2022 года компания Reckitt объявила, что «начала процесс, направленный на передачу прав собственности на свой российский бизнес», ее новый исполнительный директор Крис Лихт занял более взвешенный подход.
«Мы продолжаем рассматривать варианты, но они стали более сложными, а не менее сложными», — сказал он в беседе с FT. «Первоначальный разговор был о том, останетесь вы или уйдете, и о том, как предприятия платят налоги»…Я думаю, в нашей беседе есть нюансы«.
Транснациональные корпорации помнят о трудностях западных компаний, таких как Carlsberg и Danone, активы которых были конфискованы после объявления о планах ухода. (В России подчеркивают, что активы ен конфискованы, а переданы во временное управление).
Хотя Danone в конечном итоге удалось заключить сделку по продаже активов с большой скидкой, Carlsberg
Александра Прокопенко, научный сотрудник Carnegie Russia Eurasia, сказала, что рост заработной платы и более радужная, чем ожидалось, экономическая ситуация способствовали буму расходов, что сделало Россию гораздо более привлекательной для транснациональных корпораций, особенно в потребительском секторе.
Прокопенко заявила, что недавняя волна национализации, нацеленная как на иностранные группы, так и на местных игроков, остается „основным риском для иностранцев в России“, добавив: „Так что, если они считают этот риск управляемым, почему бы им не остаться?“
В марте 2022 года PepsiCo объявила, что приостановила продажу и производство своего флагманского напитка в России, но продолжает вести молочный бизнес в стране.
„Как компания по производству продуктов питания и напитков, мы сейчас, как никогда, должны оставаться верными гуманитарному аспекту нашего бизнеса. Это означает, что мы обязаны продолжать предлагать другие наши продукты в России“, — написал генеральный директор Рамон Лагуарта в электронном письме сотрудникам в сентябре 2022 года.
Конкурирующая компания
„Добрый Кола“ — это продолжение существующего на рынке бренда, производимого и распространяемого компанией „Мултон Партнерс“. Оно не имеет никакого отношения к компании
Среди более чем 2000 компаний, заявивших, что они останутся в России, в том числе потребительских групп Mondelez, Unilever, Nestlé и Philip Morris, некоторые стали более открыто говорить о своих планах. Исполнительный директор Mondelez недавно сообщил FT, что инвесторов «морально не волнует», покинут ли группы страну.
Однако отсутствует ясность в отношении заявлений о продаже активов некоторых компаний. В марте американская Hindenburg Research сообщила, что товары польского модного ритейлера LPP все еще продаются в России, несмотря на то, что он объявил, что покинул рынок в июне 2022 года после продажи своего бизнеса неустановленному китайскому консорциуму.
LPP это отрицает, но признает, что получала выгоду от продаж «трансферным агентам», чтобы помочь финансировать расходы на переходный период, и эта практика продлится до 2025 года.
Австрийский Raiffeisen Bank International также подвергся критике после того, как FT сообщила, что десятки размещенных им в России объявлений о вакансиях указывают на амбициозные планы роста в стране, несмотря на его обещание уйти с рынка.
Один из руководителей, работающий с западными компаниями в России, сказал, что в настроениях произошло заметное изменение.
«Нынешняя волна больше связана с вопросом, действительно ли вам нужно уйти? Ты хочешь уйти? Некоторые из этих компаний за 30 лет построили
Инвестор и член совета директоров Unilever Нельсон Пельтц рассказал FT, что он оказывал давление на компанию, чтобы та не уходила.
«Если мы уйдем из России, они заберут наши бренды себе. Я не думаю, что это хорошая сделка», — сказал Пельц, подчеркнув, что такие конкуренты, как P&G и