В Новосибирске готовятся приступить к продлению линии метро. По словам местных властей, работы начнутся уже этим летом. Планируется строительство не только станций, но и современного депо. Подземка в нашей стране работает в семи городах. В дальнейшем ее также планируют запустить в Красноярске и Челябинске.
Метро в столице Татарстана насчитывает сегодня 11 станций. Казанский метрополитен — первый, который был построен уже в современной России. К сегодняшним же рекордам можно отнести рост пассажиропотока. Подземка перевозит каждого шестого пассажира в Казани. Каждые пять лет здесь проводят исследования, изучают, что и где строится, как меняются предпочтения жителей.
Метрополитен сегодня работает в семи российских миллионниках. Выбраться из советских градостроительных капканов, когда главным маршрутом была дорога до заводской проходной, что выводила в люди, нет так просто. Казанский метрополитен сейчас работает в связке с другими видами транспорта, но пересадочными узлами пункты пересадки пока в Казани никто не называет.
Айдар Абдулхаков, генеральный директор МУП «Метроэлектротранс»: «Крупные такие пункты связывают метро, трамвайные, троллейбусные остановки, совмещенные со станциями пригородной железной дороги. Это достаточно взаимоувязанная маршрутная сеть».
Опыт по интеграции метро с другими видами транспорта обобщают и в Новосибирске. В местном управлении пассажирских перевозок подготовили три десятка томов, как это лучше всего делать. Михаил Никулин уверен, что у региональных метрополитенов есть только два пути, чтобы не только выживать, но и развиваться: перевозить пассажиров в тандеме с железными дорогами или же в тесной связке с трамваем.
Михаил Никулин, заместитель начальника управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска: «Если мы посмотрим опыт развитых городов Востока, Азии, Европейского региона, мы не можем сказать, какой это вид транспорта — метрополитен или трамвай. Фактически это легкое метро или легкорельсовый транспорт, как его называют, то есть очень гибкие технологии, которые, мы считаем, необходимо внедрять».
Сейчас новосибирцы пользуются двумя линиями подземки. Метро зарабатывает 2,5 миллиарда рублей в год, но, находясь по словам его директора, на самоокупаемости, ровно столько же тратит на ремонт составов и инфраструктуры.
Самое восточное метро страны приспособилось к своему географическому положению, открыв в Сибири единственный ремонтный цех, где не только реанимируют изношенные составы, но и значительно продлевают им жизнь.
Загадочная надпись «Мангазея» в одном из витражей станции «Речной вокзал» — не что иное, как первый русский город Заполярья, история которого началась в 1601 году. Сегодня работники метрополитена рассчитывают, что перспективная схема метро не повторит судьбу всеми забытого города. Чтобы решить проблему транспортной доступности, предусмотрено развитие действующих и строительство трех новых линий.
Уверенно об интеграции метро с остальными видами транспорта сегодня говорят, пожалуй, только в Нижнем Новгороде. К 2026 году в там должна появиться, как ее здесь называют, мультимодальная сеть, начало развития которой положили реформа транспорта в 2019 году и непопулярные на первых порах меры.
Сергей Морозов, заместитель губернатора Нижегородской области: «Подняли все полномочия по управлению общественным транспортом на уровень региона, понимали, что город не справляется. Ресурсов муниципалитета недостаточно, муниципальные предприятия находились уже в предбанкротном состоянии. Так началась наша транспортная реформа».
Сейчас пассажиры Нижнего Новгорода ждут завершения строительства трех новых станций, которые, как выразился Сергей Морозов, позволят перезагрузить транспортные потоки. Туннелепроходческий механизированный комплекс «Владимир» запустили на площади Сенной 31 января этого года.