Студенты, инженеры и испытатели ведущих университетов столицы разработали уникальные технологии, которые ежедневно помогают работникам коммунальных служб. В Москве уже реализовали несколько десятков умных решений. Так, диагностику водопроводной сети выполняют роботы, а беспилотные электрокары убирают улицы. Кроме того, новые технологии способны оценить качество дорожного полотна и работу архитектурной подсветки.
Новая мобильная лаборатория МАДИ сканирует поверхность сразу трех полос и фиксирует степень износа и глубину колеи. Внутри — блоки питания и система анализа данных. Технику придумали и собрали студенты и преподаватели Московского
Сергей Варшавский, главный специалист ГБУ «Автомобильные дороги»: «Мы видим, как во времени меняется состояние объекта и по динамике этих изменений, понимая, как должен себя вести объект дорожного хозяйства под транспортной нагрузкой, мы можем прогнозировать выход его из норматива в
Данные сразу же отправляют службе мониторинга. Там фрагменты с камеры автоматически склеиваются в бесшовный снимок. Специалист легко находит на нем трещины и ямы.
Юрий Васильев, заведующий кафедрой
Длина подземных кабелей в столице превышает длину экватора в полтора раза. Поломки в таких условиях — рутина, но справляться с ними нужно быстро. Чтобы найти повреждение, коммунальные службы столицы используют акустический метод. Сначала узнают расстояние до нужного места с помощью специального электрооборудования на базе лаборатории. Потом включают акустический генератор импульсов. Он создает звуки короткого замыкания в месте разрыва провода. Чтобы не ошибиться даже на сантиметр, мастер Григорий Суханов использует сверхчувствительный микрофон.
Григорий Суханов, мастер по измерениям и испытаниям филиала «Россети Московский регион»: «Когда рядом проезжают автомобили, проходят пешеходы, весь этот шум — у меня в наушниках. Даже когда голуби гуляют, слышим, как голуби цокают коготками по мостовой».
Из всей музыки города Григорий должен найти одну ноту кабельной линии. Старый способ — выкопать весь провод, при этом в Москве есть кабели длиннее 5 километров. Теперь весь процесс занимает всего несколько часов и не доставляет неудобств.
Григорий Суханов: «Приборы наши, ярославские. Раньше работали более примитивными приборами. Теперь техника на месте не стоит, все совершенствуется. Приборы у нас стали более мощные».
В Москве больше миллиона фонарей. Архитектурная подсветка и стройные ряды светильников создают узнаваемый облик ночной столицы. Но световой шум может мешать, поэтому важно отслеживать яркость фонарей, особенно около жилых домов. В пешеходных зонах для оценки освещения используют люксметр.
Олег Половинкин, старший инженер ГУП «Моссвет»: «Мы мерим им на уровне земли, потому что мы мерим падающий свет, и дисплей выдает количество люкс. На детской площадке норма — 10 люкс, в сквере — 6 люкс».
Нормы уличного освещения — это не вопрос эстетики. Если не контролировать яркость вывесок и фонарей, могут пострадать водители. Представьте: федеральная трасса, скорость автомобиля — 100 километров в час, и вдруг — яркая вспышка от рекламного щита сразу за поворотом.
Самые освещенные в городе — Тверская улица, Садовое кольцо и Новый Арбат. Для контроля за фонарями на дорогах используют яркомеры. Раньше для работы с ними приходилось ограничивать движение, но новая камера может работать с движущимися объектами. А это значит, что коммунальщики Москвы могут без помех следить за освещением даже на самой загруженной магистрали.